В России темой для обсуждения экспертной группы «Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности» стала проблема конъюнктуры и перспектив сырьевых рынков. Эксперты рассмотрели долгосрочную модель энергопотребления до 2030 года.
Прогноз строился с учетом анализа развития технологий и оценки политических действий правительств. Специалисты пояснили, что данные расчёты приводятся без учета возможного внедрения прорывных технологий — при таком сценарии ситуация может кардинально измениться.
Так как страны ОПЕК сократили добычу, в настоящее время мировой спрос на нефть обгоняет предложение на 1 млн. баррелей в сутки. Если не произойдет увеличения добычи, то запасы упадут ниже исторического минимума. Но даже в случае наращивания объемов, дефицит сохранится.
- Мы ожидаем значительный рост компенсации дефицита нефти за счет биотоплива. Спрос на сырье к 2030 году возрастет до 17 млн. баррелей в сутки, при этом нефть будет покрывать только 9 млн. баррелей этих потребностей, — сказал главный экономист группы BP по России и СНГ Владимир Дребенцов. – Роль ОПЕК к 2030 году возрастет до 45%. Но в самом ОПЕК сохранится основной узел напряжения – Ирак, который может резко нарастить объемы добычи, и, если Саудовской Аравии, ОПЕК и Ираку не удастся договориться, то мы можем получить ситуацию 1998 года, когда цена за баррель была 10 долларов. При этом надеяться на добычу нефти из российской Арктики, по крайней мере, до 2027 года бессмысленно.
За последнее время в развитых странах 16 крупных заводов высокого класса по нефтепереработке выставлены на продажу. Это лишний раз подтверждает, что для России строительство таких объектов невыгодно — конкуренция в этой нише высока, а нефть выгоднее перерабатывать непосредственно рядом с потребителем.
В 20-летней перспективе основным видом топлива в мировом масштабе станет газ, — заявил Владимир Дребенцов. — Однако в последние годы Россия по добыче газа отстает от США, где разработаны новые методы добычи сланцевого газа и достигнуты значительные успехи в снижении его себестоимости. Добыча сланцевого газа будет развиваться и в других регионах. Правда, как обнадежили эксперты, до конца 2011 года у России проблем со сбытом газа не будет. Здесь свою роль сыграло и цунами в Японии, и холодные европейски зимы последних лет.
Положительной эксперты назвали ситуация с российским углем. Доля российского угля в импорте Евросоюза больше, чем газа, а 40% электричества Великобритании вырабатывается на российском угле.
Профессор Высшей школы экономики Леонид Григорьев призвал не спешить с прогнозами на 20 лет, так как тенденции постоянно меняются. Однако эксперт предупредил, что дешевой нефти не будет – запасы есть, но они дорогие.
Доходы от экспорта сырья по сравнению с 2009 годом возросли и составили 270 млрд. долларов. Но проблема в том, что мы экспортные доходы не инвестируем в развитие национальной экономики, — объяснил Леонид Григорьев.
В конце заседания ведущий конференции научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин предложил создать подгруппу по отраслевым рынкам, которую возглавит ведущий экспертЦентра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.
- Наши представления о состоянии мировой энергетики слишком радужные. Невозможно каждый раз вмешиваться в работу рынка. С такой психологией невозможно построить процветающую экономику, и мы должны учесть это обстоятельство, — заключил Евгений Ясин.