Восьмого сентября остатки на корсчетах банков упали до уровня 9,39 млрд. грн., тогда как на 1 сентября они составляли 16,11 млрд. грн. В последний раз такие низкие остатки на корреспондентских и транзитных счетах банков можно было наблюдать только в 2006 году. Куда же делась ликвидность с рынка?
Банкиры объясняют недостаток ликвидности ее изъятием Национальным банком и Минфином. «Такое масштабное сокращение ликвидности связано, прежде всего, с желанием НБУ снизить валютное и инфляционное давление на рынок, поскольку снижение гривневой ликвидности обуславливает значительный спрос на нее и вынуждает продавать валюту. Этим регулятор убивает сразу двух зайцев: сохраняет свои резервы и формирует предложение валюты на рынке», — говорит начальник аналитического отдела Проминвестбанка Сергей Кучерявый. Однако помимо борьбы правительства с инфляцией и ростом курса доллара к гривне на ситуацию наслоились еще ряд факторов, что, по мнению экспертов, только усилило эффект сентябрьской «гривневой диеты».
Еще с начала лета Национальный банк начал проводить более жесткую монетарную политику, снижая ликвидность банковской системы ввиду опасений раскручивания инфляции и роста давления на валютный курс гривни. Сокращение гривневой ликвидности банков связано с введением в июне более жестких резервных требований по отношению к краткосрочным валютным депозитам и порядку учета ОВГЗ под Евро-2012 в зачет обязательных резервов. В итоге сумма обязательных резервов увеличилась на 0,5 млрд. грн. — до 13,6 млрд. грн. в июле, при этом остатки, заблокированные на отдельном счете в НБУ, выросли на 3,6 млрд. грн. (с 6,9 млрд. грн. до 10,5 млрд. грн.).
«Еще одной причиной падения банковской ликвидности стала политика НБУ по форсированию погашения банками рефинансирования, полученного во время кризиса. Согласно данным Нацбанка, в первом полугодии банки вернули порядка 10 млрд. грн. На конец июля общая задолженность банков перед НБУ составляла 66 млрд. грн. Национальный банк нацеливается на удержание таких темпов погашения и во втором полугодии», — говорит аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова.
Также, по мнению эксперта, к снижению сентябрьской ликвидности привело и перечисление предприятиями в августе налоговых платежей, что в определенной степени повлияло на падение остатков на счетах юридических лиц. При этом бюджетные платежи только начинают поступать в первой декаде месяца. Кроме того, в начале сентября осуществлял расчеты за газ «Нафтогаз Украины», что также могло повлиять на снижение ликвидности банковского сектора в случае покупки валюты напрямую у НБУ.
В текущей ситуации банки, имеющие недостаток ликвидности, уже начали поднимать ставки по краткосрочным депозитам, так как ставки овернайт на межбанке достигали 17–19% годовых.



