Несмотря на рост потребности Китая в природном газе, планы российских компаний по его экспорту в Китай остаются под вопросом.
Закупки газа в КНР будут только расти, считают на рынке, газ заместит уголь, а также будет закачиваться в подземные хранилища. Но даже в этой ситуации к 2030 году Россия может надеяться лишь на поставку 100 млрд куб. м, а экспортные планы российских компаний уже сейчас сравнимы с этим объемом. Об этом пишет «Энергетика Украины».
Госкомиссия Китая по развитию и реформам сообщила, что потребление газа в стране в январе—июне 2013 года выросло на 13,1%, до 81,5 млрд куб. м. Но собственная добыча КНР составила только 59 млрд куб. м. Вследствие чего импорт газа вырос за полгода на 24,6%, до 24,7 млрд куб. м. При этом закупки сжиженного природного газа (СПГ) увеличились в июне всего на 3,21%, до 1,25 млн тонн.
Темпы роста ВВП в Китае продолжает снижаться, обновив в первом квартале рекорд по снижению за последние 23 года. ВВП снизился до 7,5% — с 7,7%.
Однако, ни в России, ни в мире не ожидают снижения закупок газа со стороны Китая. По оценке министра энергетики РФ Александра Новака, потребность Китая в нефти и газе будет расти, замещая уголь (сейчас его доля составляет 70%). Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что Китай развивает подземное хранение газа и для новых подземных газохранилищ требуются большие объемы «буферного» сырья, а рост потребления не будет зависеть от темпов роста ВВП.
Но неясно, сможет ли Россия воспользоваться стабильным ростом рынка Китая. Сейчас основным поставщиком газа Пекину остается Туркмения. В 2012 году Китай импортировал оттуда 21,3 млрд куб. м. При этом еще в конце 2011 года Китай и Туркмения договорились о трехкратном росте поставок: к 2015 году они должны выйти на уровень 65 млрд куб. м в год.
По оценке энергетического центра бизнес-школы «Сколково», к 2030 году потребление газа в КНР составит около 430 млрд кубометров, страна станет крупнейшим потребителем этого сырья, обогнав Японию и Южную Корею. Внутренняя добыча будет находиться на уровне 250 млрд куб. м в год, еще 125 млрд куб. м импортного газа уже законтрактовано до 2030 года. Причем эти контракты были заключены в 2009-2011 годах, пока «Газпром» безрезультатно вел с китайцами переговоры о поставках трубопроводного газа. Незаконтрактованными к 2030 году остаются только 100 млрд куб. м, на которые могут претендовать российские производители.
«Газпром» уже к сентябрю собирается согласовать условия поставок газа, чтобы начать строительство газопровода «Сила Сибири» до Владивостока и на восток Китая. Его мощность — 38 млрд куб. м газа в год с возможным расширением до 60 млрд куб. м. Запустить его планировалось уже в 2018 году. Китай называется и одним из основных рынков сбыта для трех крупных СПГ-проектов — заводов «Газпрома», «Роснефти» и НОВАТЭКа общей мощностью 35 млн тонн. Отметим, что в 2012 году Китай импортировал лишь 14 млн тонн СПГ.
По расчетам компании Sanford C. Bernstein & Co, приводимых Bloomberg, для Китая пока СПГ оказывается несколько выгоднее трубопроводного. По мнению аналитика Нила Бевериджа, с «Газпромом» ведутся переговоры о поставках по цене от $9 до $11 за 1 млн BTU (британская термальная единица), то есть около $321-390 за 1 тыс. куб. м. Текущая оптовая цена СПГ в Шанхае с учетом транспортных расходов (франко-цена) составляет $315 за 1 тыс. куб. м. При этом, считает эксперт, КНР уже теряет деньги на импорте газа из Туркмении, за который платит почти $12 за 1 млн BTU.




