
Совсем недавно всю заботу правительства за топливный рынок ощутили украинские НПЗ, после того как Нацбанк Украины 6 февраля 2014 г. издал постановление №49, которым установил невиданный доселе порядок приобретения валюты для расчетов с зарубежными контрагентами.
«Для производства это очень опасная ситуация, речь идет об остановке завода. Потому-то мы видим – эти шесть дней перерастают, по сути, в три недели для рынка нефтепродуктов. В Одессе даже нет резервуарного парка, для того чтобы хранить такой запас нефти. Поэтому заводы также имеют проблемы в связи с плавающей валютной ставкой. Украинская нефть продается на аукционе, за гривны, но она привязана к внешней котировке. А это означает, что пересчет все равно будет с учетом валютного курса. Поэтому «чудес» в этой отрасли не бывает. Все равно все привязаны к внешнему рынку напрямую, или опосредовано, через какие-либо механизмы», — заявил глава ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ) Л. Косянчук.
Эксперт считает, что последствия действий регуляторов будут катастрофичны. Рынок нефтепереработки выживал при любых условиях, а сейчас возник тупик, из которого эксперты не видят выхода.
«Так сложилось, что в Украине единственный производитель нефтепродуктов, и он же единственный добытчик. Невзирая на то, что украинская нефть продается на аукционе, там всегда покупатель и продавец, в одном лице. Господин Коломойский перерабатывает ровно столько, сколько добывает и ровно для собственной сети АЗС. Иными словами, это вертикальная структура, у нее отдельная жизнь со своими правилами и своей экономикой. С нашим рынком нефтепродуктов она имеет общего только территорию», — говорит Л. Косянчук.
Эксперты подчеркивают, что на одесском НПЗ, действительно есть проблема с резервуарным парком, проблема с поднятием продукта. Но это не так страшно, учитывая, что собственники завода – это кипрская компания. И ей ничего не мешает проплатить на российский ЛУКОЙЛ или «РоссНефть», минуя украинские преграды НБУ. Но в то же время завод пока стоит.
За данными СМИ, практически полностью остановились «украинские» отгрузки с двух нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) концерна «Орлен».
Немного проще ситуация у румынского «Ромпетрола». Своей украинской «дочке» головная компания предоставляет топливо с отсрочкой платежа. Как будет строиться работа с крупнейшими поставщиками нефтепродуктов — белорусами, на долю которых приходится треть поставок топлива в Украину, думают по обе стороны границы. Надо просить поставщика зарезервировать для тебя некий объем, цена на который еще не сформирована (определяется либо на день отгрузки, либо за период, предшествующий ей), а самих денег еще нет на руках, и будут ли — неизвестно.