Максим ЧЕПЕЛЕВ, младший научный сотрудник ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Правительство пытается провести эффективную тарифную реформу в энергетической отрасли
В течение многих лет хронический рост дефицитов НАК «Нефтегаз Украины» и государственного бюджета, заоблачный уровень задолженности предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), тарифное давление на промышленных потребителей электроэнергии и непрерывное ухудшение состояния энергетической инфраструктуры ничего не могли противопоставить «политическому фактору» субсидирования. Возможная потеря доверия правительством затмевала любые экономические соображения. Небеспочвенно казалось, что выходом из этой «институциональной ловушки» может стать лишь коллапс энергосистемы.
Спасителем ситуации стал тот же «политический фактор», хотя и в несколько иной форме и не отечественного происхождения. И одним из первоочередных шагов нового правительства стало повышение тарифов на природный газ для бытовых потребителей и предприятий ТКЭ в среднем на 56 и 40% соответственно. Новые тарифы вступят в силу с лета 2014-го и будут поэтапно расти как минимум до 2017.
Citius, Altius, Fortius!
(Лат. «Быстрее, выше, сильнее». Девиз Олимпийских игр)
Пока еще действующая система тарифообразования характеризуется беспрецедентными объемами субсидирования. По данным 2011-2012 гг., Украина заняла первое место в рейтинге стран мира по уровню энергетических субсидий и почти догнала Зимбабве по доле субсидий в ВВП.
Сейчас на рынке природного газа действует одновременно несколько механизмов. Во-первых, более 5 млрд куб. м. импортированного природного газа в 2013 г. было продано предприятиями ТКЭ по заниженным более чем в два раза тарифам (по сравнению с промышленными потребителями). Во-вторых, сами предприятия ТКЭ продают тепло населению по экономически необоснованным ценам. На погашение задолженности, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу в 2013 г. из бюджета было выделено 2,1 млрд грн (запланировано – 5,1 млрд грн), в 2012 г. – 14,4 млрд грн. В-третьих, тарифы на природный газ для бытовых потребителей занижены более чем в 6 раз по сравнению с промышленными предприятиями. Периодически происходит списание задолженности населения и предприятий ТКЭ, используются механизмы денежной помощи малообеспеченным домохозяйствам.
Как показывают расчеты, проведенные по методике МЭА, совокупные объемы потребительских субсидий на природный газ в 2013 г. превысили 98,3 млрд грн. Если же к ним добавить 34,3 млрд грн – перекрестные субсидии в электроэнергетике – получим впечатляющие 132,6 млрд грн.
Будь субсидирование олимпийским видом спорта, копилку Украины пополнил бы не один комплект медалей. Будем надеяться, что отечественному доминированию в этой сфере наступит конец.
Ex aequo et bono
(Лат. «По справедливости»)
Пока мы говорили о субсидировании, полагаясь на интуитивное понимание этого понятия, самое время перейти к его формализации. Субсидия – это любое мероприятие, которое удерживает цены для потребителей ниже рыночного уровня, для производителей – выше рыночного уровня, или снижает затраты производителей и потребителей через прямую или косвенную поддержку.
Краеугольным камнем не только оценки величины субсидии, но и разработки и реализации мер тарифной политики вообще, выступает понятие рыночного уровня цен. Именно оно призвано ответить на вопрос, какова же величина экономически обоснованного тарифа для потребителей. Хотя, насколько корректно говорить о справедливости или экономической обоснованности на рынках естественных монополий в энергетике – вопрос риторический. Но ответ на него дать придется. И если в случае с электроэнергией существенных трудностей не возникает – величина расчетного розничного тарифа и объемы перекрестного субсидирования известны, – то с природным газом и услугами теплоснабжения возникают проблемы.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №20 (710) от 19 мая 2014 года.




