
Германия считается одной из самых экологичных стран мира благодаря использованию возобновляемых источников энергии. Однако и в этой передовой стране случаются законодательные казусы и парадоксы. И в результате одного из них была отключена одна из самых «зеленых» с экологической точки зрения и эффективных газовых электростанций в мире.
Как сообщает газета «Нафтопродукти», немецкая реформа энергетического сектора обрела неожиданный поворот. Так, в начале апреля владельцы самой современной газовой электростанции в стране и во всей Европе, которая была запущена с большой помпой всего несколько лет назад в баварском местечке Иршинг, объявили о решении окончательно ее остановить. Причиной такого решения стало то, что эксплуатация такой сверх-экологичной электростанции стала абсолютно невыгодной.
Согласно плану энергокомпании E.ON, 1 апреля 2016-го газовая электростанция «Иршинг» остановится навсегда, в связи с тем, что «потеряла перспективы прибыльной эксплуатации».
Эта станция стала заложницей крайне абсурдного перекоса на немецком энергетическом рынке.
С одной стороны, Германия получает все больше энергии из возобновляемых источников, в частности, ветряных и солнечных электростанций. Но с другой стороны, в этой стране продолжают активно функционировать угольные ТЭС, которые выбрасывают в атмосферу в несколько раз больше углекислого газа, чем газовые электростанции.
Все дело в том, что система торговли сертификатами на выброс СО2, которая была разработана с целью снижения выбросов парниковых газов, потерпела полный крах. Стоимость сертификатов на столько низкая, что их цена нисколько не стимулирует энергокомпании отказываться от «грязной» угольной технологии.
Таким образом, как результат, на энергорынке возник переизбыток предложения. И, как ни парадоксально, но проиграла, как раз, самая современная и экологичная газовая электростанция, утратившая конкурентоспособность.
После того, как новость об отключении электростанции «Иршинг» была предана огласке и привлекла к себе мировое внимание, в проблему вмешалось министерство энергетики Германии.
Согласно словам его представителей, отключение электростанции можно предотвратить, если включить ее в список возобновляемых источников, которые являются системно важными для компенсации возможных потерь энергии из-за нестабильности, поскольку ветряная и солнечная энергетика характеризируется переменностью: солнце светит не всегда, ветер иногда стихает.
Как отметил директор проектов по возобновляемой энергетике НТЦ «Психея» Андрей Конеченков, исходя из этого, ветряки и солнечные фотоэлектрические системы, не принимая во внимание их экологичность, нельзя на 100% использовать для генерации в энергосеть без дополнительных маневренных мощностей. Поэтому, нужны другие энергогенерирующие объекты, которые могут стабильно выдавать в сеть электроэнергию, например гидроэлектростанции или ТЭЦ. «Как раз именно эта «зеленая» газовая электростанция и может выступать тем компенсатором поставки в сеть электроэнергии в кооперации с ветро- и солнечными электростанциями», — отметил эксперт.
Мария Буравлева, эксперт по энергоэффективности Института энергоэффективности и энергоменеджмента Украины, обратила внимание на то, что согласно официальным материалам E.ON эта электростанция не использует биомассу для производства электроэнергии. А поскольку «Иршинг» работает на природном газе, а не на альтернативных источниках энергии, она не является «зеленой». «Да, эта электростанция на самом деле экологично чище по сравнению с существующими станциями, но исключительно благодаря новейшим технологиям и эффективности процессов сжигания природного газа и генерации энергии», — отмечает она.
По словам эксперта, причинами отключения электростанции являются несколько экономических показателей. Во-первых, в средине 2000-х Германия провела модернизацию оборудования для использования газа, и отказ от угля (для более эффективного перехода к «зеленой» экономике). После кризиса ситуация на рынке изменилась — стоимость газа по сравнению с углем существенно возросла. Тоже касается конкурентоспособности природного газа на фоне угля, которая в пиковые периоды даже с альтернативными источниками энергии является очень низкой. «Поэтому работа газовых электростанций невыгодна. Особенно в тех случаях, если они не являются стратегически важными для покрытия пикового потребления», — пояснила М. Буравлева. Во-вторых, продолжила она, сертификаты на выбросы СО2 не имеют достаточного финансового веса, поэтому не стимулируют отказ от использования угля. И, в-третьих, технологии альтернативной энергетики на том этапе развития, что могут активно конкурировать с традиционной энергетикой.
Подробнее материал читайте в газете «Нафтопродукти» №20 (824) от 18 мая 2015 года.