Часть 1. От ветряных мельниц к мировому прогрессу.
Когда речь заходит об использовании энергии ветра, многие отождествляют эту технологию с работой ветряных мельниц, популярных еще несколько веков назад в Голландии. На самом деле технологии преобразования кинетической энергии ветра в механическую, а ныне и в электрическую прошли большой путь и сегодня представляют собой современный промышленный сектор в более чем 100 станах мира.
Новый Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии», принятый Верховной Радой Украины 4 июня 2015 г., ввел «зеленый» тариф для установок домашних хозяйств, величина установленной мощности которых не превышают 30 кВт, использующих энергию солнца и/или ветра (см. Терминал №31 от 3.08.2015, стр. 13-15; Терминал №32 от 10.08.2015, стр.12-14). Попробуем разобраться, что представляет собой сегодня сектор малой ветроэнергетики и как новый Закон может способствовать развитию этой технологии в Украине.
Современная ветроэнергетическая отрасль делится на два сектора – малую ветроэнергетику и большую, промышленную.овый Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии», принятый Верховной Радой Украины 4 июня 2015 г., ввел «зеленый» тариф для установок домашних хозяйств, величина установленной мощности которых не превышают 30 кВт, использующих энергию солнца и/или ветра (см. Терминал №31 от 3.08.2015, стр. 13-15; Терминал №32 от 10.08.2015, стр.12-14). Попробуем разобраться, что представляет собой сегодня сектор малой ветроэнергетики и как новый Закон может способствовать развитию этой технологии в Украине.
В мире до сих пор нет единого определения «малой ветроэнергетики». Первоначально под «малой ветроэнергетикой» понималось производство за счет энергии ветра небольших объемов электроэнергии для работы бытовой техники или различных бытовых потребностей домашнего хозяйства. Тем не менее, это определение нельзя считать верным, так как модели потребления энергии отличаются друг от друга в разных частях мира. Например, для обеспечения электроэнергией своих бытовых потребностей американской семье потребуется ВЭУ мощностью 10 кВт, для европейской достаточно будет 4 кВт, а в Китае – 1 кВт.
Существует несколько определений ветротурбин малой мощности. Ведущая международная организация по стандартизации – Международная электротехническая комиссия (IEC) – под «малой ветротурбиной» понимает ветротурбину с ротором, с площадью ометания 200 кв. м, установленной мощностью до 50 кВт (стандарт IEC 61400-2). В различных странах введены свои определения малой ветротурбины. В целом мощность малых ВЭУ варьируется в диапазоне от 15 до 100 кВт, с тенденцией к росту. Если средний размер малых ветротурбин в 2010-м составлял 0,66 кВт по данным Всемирной ветроэнергетической ассоциации (WWEA), то уже в 2013 г. он достиг 0,85 кВт. В разных странах среднестатистическая установленная мощность малых ВЭУ довольно разнообразна: в Китае – 0,5 кВт, а в США – 1,4 кВт.
То, что сегодня мы называем «большой» ветроэнергетикой, начиналось именно с развития «малой» . До 80-х годов ХХ века средняя мощность большинства установленных в мире ветротрубин не превышала 100 кВт. В сельской местности и удаленных территориях, например, в Китае и США, Южноафриканской Республике и Австралии малые ветроагрегаты были распространенным явлением, решающим многие бытовые и сельскохозяйственные задачи, включая подачу воды. Количество таких ветроустановок достигало нескольких тысяч – например, в ЮАР было установлено 3 тыс. «ветряных насосов». Примерно такое же количество было и в других странах.
Сегодня малая ветроэнергетика далеко вышла за пределы водяных насосно-подъемных механизмов, широко используемых исключительно в сельском хозяйстве, заняв место традиционных дизельных генераторов для управления железными дорогами, охранных систем и реализации многих других технологических решений.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №35 (777) от 31 августа 2015 года



