
Россия и Турция заморозили переговоры по реализации проекта «Турецкий поток» по причине «взаимного недоверия».
Об этом заявил министра энергетики и природных ресурсов Турции Сефа Седик Айтекин, сообщает Европейская правда со ссылкой на издание Hurriyet.
По его словам, основной причиной, по которой стороны не нашли точек соприкосновения в переговорах, является отсутствие сформированного правительства после выборов в Турции.
«Переговоры с Россией зашли в тупик. Россия определила переговоры относительно скидки на газ между компаниями «Газпром» и Botas как компромисс между странами. Из-за неудачных попыток сформировать турецкое правительство после июньских выборов переговоры между двумя странами были заморожены, а не закончены. Я здесь вижу взаимное недоверие. Если бы российская сторона приняла требование о скидках, мы были бы в значительно более многообещающей ситуации», — заявил профильный турецкий министр.
Напомним, ранее руководитель НАК «Нефтегаз Украины» А. Коболев назвал «Турецкий поток» блефом.
«Турецкий поток мы считаем частично блефом. Процентов на 90%», — заявил он.
Как сообщил «Терминалу» директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, размышления о «Турецком потоке» имеют откровенно политическую окраску и адресованы, в первую очередь, странам ЕС, лишившим поддержки «Южный поток». Но, по словам эксперта, в нынешних политических реалиях «Газпром» может заинтересовать своих партнеров лишь будущими заоблачными скидками и предложениями строить трубопроводы за свой счёт.
«Мало кто захочет связываться с компанией, стремящейся срочно пристроить внезапно высвободившиеся миллиарды, чтобы не отдавать их в государственный бюджет. И чем дальше идут переговоры с турецкой стороной, тем очевиднее становится факт, что «Турецкий поток» — не более чем очередной откатопровод», — утверждает Г. Рябцев.
По мнению же Романа Рукомеды, эксперта по энергетическим вопросам, глава «Нефтегаза» Андрей Коболев прав в том, что «Турецкий поток» — это блеф. Средств на его строительство у России сейчас нет, и в ближайшее время не предвидится. Реально затевать перекраивание карты газового экспорта в Европу ради исключения Украины из числа стран-транзитеров российского газа нет смысла. Цена вопросов – несколько миллиардов долларов в год, которые Украина недополучит за транзит российского газа, но может компенсировать путем сдачи в аренду своих ПХГ европейским компаниям. С другой стороны, ЕС уже не раз заявлял, что даже не рассматривает варианты замены украинского транзитного маршрута. Поэтому, если «Газпром» имеет намерение удивить весь мир «выстрелом себе в ногу», то у него это может получиться, но это не имеет ничего общего с эффективной диверсификацией маршрутов поставок российского газа в Европу.
По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаила Гончара, идея создания газопровода с конечными приемными точками на греко-турецкой границе подобна проекту «Южный поток» и является слишком сложной для реализации.
Кроме того, Европа вряд ли согласится на предлагаемые РФ условия, поскольку она не имеет особо крупных промышленных потребителей «голубого топлива» и, к тому же. Ее южная часть вовсе не является газоемкой.
М. Гончар усомнился и в реальности финансовых перспектив воплощения данного проекта «Газпрома» в реальность. Приблизительно стоимость такого газопровода обойдется России в 63 млрд евро. Однако сегодняшнее состояние ее экономики сулит весьма сомнительные перспективы подобного рода проектам.
«У них денег нет. Турки им денег не дадут. В условиях санкций они ничего не получат и от Европы. У «Газпрома» таких денег нет и не было никогда», — подчеркнул М. Гончар.
Что касается угроз российской стороны «отрезать» этим проектом украинскую ГТС от возможности осуществлять транзит в европейские страны, их М. Гончар также воспринял скептически.