
Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ) призывает участников Межведомственной комиссии по международной торговле не допустить монополизации рынка нефтепродуктов Украины.
Об этом говорится на сайте Ассоциации.
«Входящие в НАУ крупнейшие оптовые и розничные поставщики моторных топлив уверены, что именно такие последствия ждут рынок в случае удовлетворения требований НПЗ «Укртатнафта», которая требует ограничения импортных поставок путем введения пошлин и квот», — передает пресс-служба.
Участники рынка ответственно заявляют, что падение переработки нефти в Украине вызвано не засильем импорта, а отсутствием необходимых инвестиций в модернизацию НПЗ. Сначала это привело к отставанию по качеству украинских нефтепродуктов, а впоследствии — к отрицательной экономике их производства. Ситуация изменилась, как только качество топлива было улучшено в 2016-2017 годах.
«Рост импорта с 2005 года возник в ответ на нехватку украинских нефтепродуктов, какой был выход, останавливать заправки? В 2017 году, когда внутреннее производство выросло, импортные поставки бензина снизились на 18%», — заявил президент НАУ Дмитрий Кулик.
В НАУ не видят никаких барьеров для дальнейшего наращивания переработки нефти в Украине и всячески приветствуют перспективу ее увеличения. Отдельные члены Ассоциации в 2017 году начали постоянные закупки украинских нефтепродуктов. Наибольшим спросом пользуется шебелинское топливо, которое реализуется на открытых торгах как по разовым, так и «формульным» контрактам. Компании готовы активизировать эту работу при условии адекватной ценовой политики и гарантий выполнения своих обязательств со стороны НПЗ.
Ассоциация отмечает полное соответствие существующей системы нефтепродуктообеспечения Украины директивам Европейского Союза. Поставки распределены между несколькими мощными источниками поставок с использованием всевозможных логистических схем — морской, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной доставки.
«Степень диверсификации рынка нефтепродуктов Украины намного превышает уровень многих европейских стран: в 2017 году топливо поступало более чем из десяти стран. Предложение «Укртатнафты» ведет к разрушению этой устойчивой системы и созданию монополии», — говорит Дмитрий Кулик. Он напомнил, что помимо мощнейшего в стране Кременчугского НПЗ группа «Приват» контролирует два крупнейших морских перевалочных комплекса в Одессе и Черноморске, которые могут быть задействованы для покрытия неизбежного дефицита нефтепродуктов в случае введения пошлин и квот.
Нефтегазовая Ассоциация Украины призывает участников Межведомственной комиссии по международной торговле и других заинтересованных чиновников к внимательному изучению и всестороннему обсуждению инициатив «Укртатнафты».
«Ошибочное решение может стоить государству и всем категориями потребителей топлива очень дорого», — заключает НАУ.
В интервью 112 каналу директор НТЦ «Психея» С. Сапегин напомнил, что ключевым тезисом ЭСУ-2035 является энергетическая независимость, надежность и стабильность ТЭК Украины.
Поэтому в Стратегии предусмотрена норма, когда из одного источника поставок энергоносителей Украина должна получать не более 30% первичных энергетических ресурсов. Оценки НТЦ «Психея» свидетельствуют, что по итогам 2017 г импорт высокооктанового бензина из Беларуси превалирует на внутреннем рынке, его доля составляет порядка 60% от общего объема поставок. Что касается дизтоплива, то здесь ситуация еще хуже, поскольку на долю белорусского и российского ресурсов приходится 72%. Не стал исключением и сжиженный углеводородный газ, доля поставок которого из этих стран составляет порядка 64%. Это существенно превышает цели ЭСУ-2035.
«Почему «Укртатнафта» в своем обращении объединила Беларусь и РФ? — спрашивает С. Сапегин, и отвечает, — Дело в том, что белорусские заводы работают преимущественно на российской нефти».
Касательно мотива инициативы «Укртатнафты» С. Сапегин сказал: «Ни «Укртатнафта», ни «Укргаздобыча» не смогут в короткие сроки нарастить переработку нефтяного сырья. Если бы такая возможность (экономически оправданная) была, то Кременчугский НПЗ уже давно бы рапортовал о своих производственных достижениях.
Если говорить о среднесрочной перспективе, то «Укртатнафта» имеет резерв производственных мощностей, и лоббирование квот теоретически может быть связано с планами заключения контрактов на дополнительные объемы поставок импортного нефтяного сырья. Также речь может идти о планах группы «Приват» на усиление своих позиций в оптовом рынке, в том числе в сегменте госзакупок, поскольку рост цен на импортный ресурс сделает топливо «Укртатнафты» более конкурентоспособным на тендерах.
Что касается УГД, то здесь производственные мощности Шебелинского газоперерабатывающего завода практически исчерпаны. Дальнейшее увелические объемов переработки газового конденсата без реконструкции и увеличения мощности завода невозможно».
С. Сапегин считает, что решение МЭРТ ввести квоты на импорт бензинов и дизельных топлив с 1 мая 2018 года (о чем просит Укртатнафта) вряд ли будет принято в указанные сроки из-за традиционно мощного лобби импортеров нефтепродуктов.
«Если все же меры по квотированию импорта будут приняты, то цена может вырасти на величину разницы в логистике от других производителей, — сказал директор НТЦ «Психея». — Пикантность ситуации состоит в том, что многие из европейских НПЗ работают также, как и белорусские, на российской нефти. Кто будет контролировать и как определить происхождение топлива – это пока тайна за семью печатями. Учитывая, что логистика составляет 4-5% от розничной цены бензинов и дизтоплива, то рост цен при введении квотирования возможен до единиц процентов от текущей стоимости топлива».