Мусоросжигательный завод в городе Линчёпинг (Швеция) ежегодно превращает в энергию около 600 тыс. тонн отходов.
Об этом пишут ЭлектроВести.
Как отмечает Йохан Бек, глава отдела международных отношений Tekniska Verken — компания-владелец перерабатывающего предприятия, сжигая 1 млн тонн мусора в год, предприятие продает полученное тепло и электричество сотням тысяч частным и корпоративным клиентам по всей стране.
Биоудобрения и биогаз из переработанных отходов компания продает фермерским и транспортным компаниям своего региона.
«Годовая выручка компании со штатом в 1 тыс. человек достигает 79 млн евро, — рассказывает он, — Некоторые муниципалитеты разделяют функции, но мы считаем эффективным собирать мусор, перерабатывать его и, таким образом, зарабатывать на продаже энергии».
Для дозагрузки перерабатывающих предприятий Tekniska Verken принимает отходы в двадцати других муниципалитетов, а также в Норвегии и Великобритании.
Везти мусор в Швецию иностранцам бывает выгоднее, чем отправлять его на свалку в собственной стране, отмечает Йохан Бек. «Например, в Великобритании налог на депонирование отходов составляет 100 евро за тонну, тогда как мусоросжигательный завод в Линчёпинге принимает тонну за 60 евро», — объясняет он.
В итоге за год в Швеции сжигают 7 млн тонн отходов, четвертую часть которых принимают от других стран, а за счет полученной энергии отапливают 1,25 млн. квартир и еще 680 тыс. домохозяйств обеспечивают электричеством. По данным шведской ассоциации муниципалитетов по управлению отходами Avfall Sverige, Швеция получает больше энергии из отходов, чем любая другая европейская страна — примерно 3 МВт-ч на тонну.
Шестую часть своего бытового мусора шведы превращают в биотопливо. На полученном из органических отходов биогазе ездит общественный и специализированный транспорт. Например, в Стокгольме биогазом заправляется каждый четвертый автобус и все без исключения мусоровозы.
Остальные отходы, которые не могут быть сожжены или переработаны другим способом: кафельная плитка, сантехника, асфальт — отправляются на полигоны для захоронения.
Чтобы обеспечить их безопасное хранение, по словам специалистов Avfall Sverige, нижний барьерный слой, которым оборудованы шведские мусорные полигоны, помогает собирать и очищать жидкие выделения — преимущественно зараженную запрещенными отходами дождевую воду.
Шведы хорошо сортируют бумагу, стекло и металл, но гораздо хуже — пластик, считает Йохан Бек. «Часть пластиковых отходов не подлежит переработке, часть загрязнена, — сетует он. — К тому же перерабатывать пластик можно повторно максимум 6-7 раз».
Для приема устаревшей одежды на улицах Стокгольма установлены специальные контейнеры. Сдать текстиль можно в магазинах шведского ритейл-гиганта H&M, причем не только в Швеции, но и в Украине.
Контейнеры для бумаги, жестянок, стеклянных и пластиковых бутылок тоже нашли свое место на улицах шведских городов.
«Сбором и переработкой таких отходов занимаются производители товаров в упаковке через специально созданную ассоциацию, закладывая стоимость переработки в цену продукции, — говорит Йохан Бек. — При этом покупатели напитков в пластиковых бутылках могут вернуть часть средств обратно: опустив бутылку в аппарат обратного вэндинга в продуктовом магазине или центре сортировки, они получают взамен одну шведскую крону (0,1 евро)».
Читайте еще в «Терминале», самолеты, которые совершают внутренние рейсы по Швеции, будут работать на биотопливе к 2030 году.



