В первой половине ноября станет известно имя нового американского президента, который существенно скорректирует нынешнюю энергетическую политику Белого дома, оказав глубокое влияние на мировую энергетику и задав новые тренды на нефтяных и газовых рынках.
Полная свобода действий нефтегазовым компаниям при отсутствии единой энергетической стратегии у Трампа соперничает со ставкой Клинтон на «зеленую энергетику» и газ в качестве основного балансира для перехода к энергетике будущего. При этом американские энергетические корпорации разделились в своей поддержке кандидатов, отдавая даже большее предпочтение кандидату от Демократической партии вопреки традиционной ставке на республиканцев.
Энергетика, как и прочие другие сферы США, оказались в заложниках крайне острых президентских выборов, оставляя в неведении по поводу дальнейшего курса ключевой страны мира до начала ноября.
Энергетические программы Дональда Трампа от республиканцев и Хилари Клинтон от демократов имеют весомые отличия. Попробуем разобраться, какие последствия они могут представлять для американской энергетики в недалеком будущем, а также то, как энергетическая политика нового президента США может изменить мировой геополитический ландшафт.
Если коротко резюмировать, то Трамп (его энергетический план носит название «America First»): всячески поддерживает добычу углеводородов для создания новых рабочих мест; выступает за снятие любых ограничений для нефтяных и газовых компаний, собирается отменить любые моратории на добычу углеводородов в федеральных землях (например, на Аляске), поддерживает гигантский нефтепровод из Канады Keystone XL, обещает спасти угольную индустрию от Клинтон.
Она же в свою очередь: собирается вырабатывать половину от всей электроэнергии в США из альтернативных источников к 2020 г., хочет запустить план внедрения чистой энергетики (Clean Energy Challenge) ценой в $60 млрд для усиленного внедрения «чистых» технологий, предлагает полностью урезать любые нефтегазовые субсидии, поддерживает фрекинг, но предлагает внимательно следить за ним и пытаться сделать его более экологичным, выступает против нефтепровода Keystone XL, предлагает инициативу инвестирования $30 млрд в экономическую диверсификацию «бывших шахтерских городков».
Если взглянуть на заявления обеих кандидатов в президенты немного шире, то по вопросу глобального потепления Клинтон имеет желание использовать различные инструменты в арсенале американского президента для постепенного уменьшения выбросов СО2. В частности, в ее планы входит ужесточение стандартов эффективности топлива для автомобилей, уменьшение использование угля (продолжая нынешнюю политику Обамы в угольном секторе). Конечной целью имеет сокращение выбросов парникового газа на 26…28% к 2025 г. Забегая наперед, Хилари предлагает к 2050 г. сократить выбросы СО2 на 80%, на что многие американские эксперты реагируют крайне скептически. По их мнению, для реализации таких целей необходимо будет полностью изменить систему производства электроэнергии в стране, а также систему транспорта, промышленности и сельскохозяйственного сектора. В ближайшем и среднесрочном будущем такое не представляется возможным. То есть по теме борьбы с глобальным потеплением Клинтон следует в фарватере плана Обамы, включающего в себя также активное выполнение Парижских соглашений по выбросам парникового газа, усиление давления на Китай и Индию для выполнения их обязательств согласно Парижским соглашениям, усиления регуляции выбросов СО2 в США, а также делает ставку на технологические инновации, снижающие парниковые выбросы.
У Трампа по данному вопросу вообще отсутствует целостное видение или политика. Он считает, что Соединенным Штатам следует выйти из Парижских соглашений. Трамп готов также снять большинство ограничений по выбросам СО2, которые ввела администрация Обамы.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №43 журнала «Терминал» от 24 октября 2016 года.




