Хотя прямой зависимости между курсом доллара и ценами на топливо не наблюдается, слабость национальной валюты все больше волнует украинских трейдеров
После принятия 6 ноября закона, разрешающего Национальному банку временно (до «стабилизации ситуации») забирать у экспортеров часть их валютной выручки, в трейдерской среде поползли слухи, что «меры по уравновешиванию платежного баланса» страны этим не ограничатся. Тем более что премьер Николай Азаров признал, что «экономический кризис набирает, к сожалению, обороты», из-за чего «нельзя тратить время», а в Национальном банке заговорили о возможности замены фиксированного курса национальной валюты «рыночным формированием ее стоимости». И если закон об изъятии 50% экспортной выручки ориентированному на импорт топливному рынку навредить не в состоянии, то «свободно плавающая» гривня может существенно осложнить жизнь операторам, планирующим свою деятельность хотя бы на месяц вперед.
Несмотря на то, что прямой зависимости между курсом доллара и стоимостью топлива не наблюдается, влияние соотношения гривня/доллар неизменно проявляется через величину рисковой составляющей, присутствующей в розничной цене всех нефтепродуктов. Как правило, валютная нестабильность увеличивает отпускные цены импортируемых товаров и услуг на 3…5% от их стоимости. Фактически, каждые 10 коп. в курсе доллара – это 5 коп. в розничной цене бензина, притом что длительная (более двух недель) девальвация гривни темпами, превышающими 4…5% в неделю (чего опасается четверть украинских предпринимателей), может привести к значительно большему подорожанию нефтепродуктов, 65…70% которых ввозится в нашу страну.
Не следует забывать и о ставках акциза, выраженных в «плавающем» евро. В нынешнем году сентябрьский рост курса европейской валюты повлиял на топливный рынок страны сильнее всех скачков доллара вместе взятых. Чтобы закупить в октябре очередные партии импортного бензина, розничным операторам потребовалось выручить на 1% больше гривень. А 43 млн грн при нынешней платежеспособности населения собрать очень не просто. Трейдерам помогло лишь начавшееся в середине октября снижение стоимости нефтепродуктов в Европе, позволившее выйти из положения с наименьшими потерями.
Непрямая, но присутствующая связь между курсом европейской валюты и стоимостью топлива на заправках сохранится и в следующем году. Ведь из проголосованного в Верховной Раде 20 ноября законопроекта №10687 исключена не только абсурдная норма об индексации с 1 января акцизного налога на прогнозную величину инфляции (7,9% при реально ожидаемых двух), но и перевод его ставок из евро в гривни. (Чего, кстати, требует ст. 99 Конституции Украины.)
Что до американской валюты, то проект государственного бюджета на 2013 г. рассчитан, исходя из соотношения 8,11…8,20 грн/$1. Во всяком случае, по словам Н. Азарова: «Курс заложен у нас при расчете государственного бюджета. Не может быть не заложен. Как без этого бюджет посчитаешь? Он заложен, как обычно, 8,11…8,20 по году. Подчеркиваю: это средний курс». Как заявил премьер 20 сентября, «практически есть стопроцентная уверенность», что в первой половине будущего года курс гривни будет «именно на указанном уровне», поскольку нет «каких-либо фундаментальных причин, для того чтобы гривня обвалилась»…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №48 (634) от 3 декабря 2012 г.



