После почти семи недель балансирования в интервале $74-84/барр. мировая цена нефти вышла из этого диапазона и продемонстрировала тенденцию к снижению. Приятно отметить, что изменение тренда мировой цены нефти было нами спрогнозировано несколько месяцев назад, а сам факт начала смены тренда был идентифицирован за несколько дней до его начала. Насколько устойчив этот тренд и от чего зависит глубина снижения цены?
В двух последних выпусках журнала прогнозировалось возникновение общей тенденции к снижению мировых цен на нефть, которая может продолжаться ближайшие два-три месяца. После чего тренд мировых цен на нефть снова должен сменить направление, и цена начнет расти. По нашим прогнозам, такой поворот тренда можно ожидать в марте следующего года. Чем же обусловлена наблюдаемая нами сегодня тенденция мировых цен к снижению? Согласно ресурсной модели бизнес-циклов, сегодняшняя тенденция к снижению цен обусловлена прежде всего временным снижением темпов роста экономики США и следовательно, частично Европы и Японии, что неизбежно приведет к снижению спроса на нефть и нефтепродукты. Детальнее с причинами нынешнего замедления темпов роста экономики США можно ознакомиться в «Терминалах» №№32, 36. Сигналом для поворота тренда мировых цен на нефть послужили негативные новости. Так, индекс промышленной активности США несколько снизился в ноябре (53,6 пункта) по сравнению октябрем (55,7). Его величина более 50 пунктов ассоциируется с ростом, а менее – с рецессией в производственном секторе экономики. Аналогичный индекс непроизводственного сектора (услуг) Австралии рос в ноябре также меньшими темпами, чем ожидалось, снизившись с уровня 19-ти месячного максимума до 52,5 пунктов. Также в октябре – впервые за последние три месяца – упал на 1,8% уровень промышленного производства в Германии, что сопровождалось снижением портфеля промышленных заказов. Но главной новостью было неожиданное для рынка снижение индекса активности сферы услуг США с 50,6 до 48,7 пунктов. Эти данные показывают, что сектор услуг, составляющий 88% производственной активности США, после двух месяцев роста снова вернулся в фазу рецессии. Также о замедлении экономики свидетельствуют ревизии в ключевых странах, которые понизили прирост ВВП. Так, прирост ВВП США в третьем квартале после ревизии составил 2,8% (вместо +3,5%, объявленных ранее), а Японии – +1,3% (вместо +4,8%, объявленных ранее).
Эти данные красноречиво свидетельствуют о замедлении темпов роста не только экономики США, но и мировой экономики в целом. Но не является ли это замедление сползанием мировой экономики снова в рецессию? Согласно ресурсной модели бизнесциклов, это замедление не является рецессией и не будет продолжительным. А появление в том числе и позитивных данных о состоянии мировой экономики служат этому подтверждением. Например, главной положительной новостью было снижение уровня безработицы в США с 10,2% в октябре до 10,0% в ноябре. Такого заметного снижения уровня безработных не наблюдалось в Штатах с марта 2007 г. Кроме того, еженедельные данные по численности граждан США, вновь заполнивших заявление на пособие по безработице, свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда. А бизнес в ноябре сократил наименьшее с момента начала рецессии количество рабочих мест (на 11 тыс. рабочих мест при ожидаемом рынком сокращении на 125 тыс. мест).
Третий месяц подряд снизилась в ноябре и безработица в Австралии – с 5,8 до 5,7%. А экономика Германии растет вот уже два квартала подряд (0,4% – во втором и 0,7% – в третьем кварталах). Данные по безработице в США способствовали резкому росту курса доллара по отношению к евро и другим мировым валютам. Такой рост доллара способствовал резкому снижению цены нефти на этой неделе, поскольку часть инвесторов перестала использовать нефтяные фьючерсы как инструмент хеджирования от инфляции и девальвации доллара. Однако вряд ли можно рассчитывать на продолжение роста курса доллара, да еще и такими же быстрыми темпами. Таким образом, в ближайшую неделю можно ожидать дальнейшего снижения цен на нефть, хотя и меньшими темпами, чем ранее. А в случае ослабления доллара можно прогнозировать даже некоторый рост цен на нефть (рыночную коррекцию после резких изменений).
– Я пережил одну войну, три автомобильные катастрофы, одну авиационную, два неудачных супружества и одно удачное, три описи имущества за долги и одно банкротство. А теперь приходит мой внук и заявляет: «Дедушка, ты ничего не понимаешь в жизни!»
Автор: Александр Бандура. Терминал №50 от 14 декабря 2009 г