Российских нефтяников одолевают те же проблемы, что и украинских коллег. Так, после разноса на совещании по развитию ТЭКа РФ в Петербурге Владимир Путин расставил точки над i уже в Москве, на заседании президиума правительства. «Эти решения по снижению цен на топливо должны быть доведены до логического завершения, то есть деньги не должны оставаться в карманах компаний, а потребители должны почувствовать снижение цен», — потребовал премьер-министр. Сомнений в том, что так и будет, ни у кого нет.
Министр энергетики Сергей Шматко доложил, что «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» снизили отпускные цены на дизельное топливо на 1 тыс. рублей за тонну, «Газпром нефть» и ТНК-ВР — на 1,5 тыс., «Сургутнефтегаз» — на 2 тыс. рублей за тонну. И, по словам замглавы ФАС Владимира Цыганова, в некоторых регионах это уже отразилось на рознице. Например, топливо подешевело в Астраханской, Ярославской, Оренбургской и Волгоградской областях, поскольку там «расположены основные нефтеперерабатывающие заводы, и реакция по снижению цен должна быть быстрой». В Москве в четверг прошлой недели, по его словам, на заправках цены снизились на 0,5 — 1 рубль.
Но эффект от такого «ручного» управления может быть только временным. Понятно, что в предвыборный период «ручник» будет включаться не раз, да и что будет потом, предсказать нетрудно. ФАС сейчас заново взялась за разработку формулы цены, на основании которой служба будет проверять, обоснованно или нет компании поднимают тарифы. Она будет вновь привязана к мировым ценам, но за вычетом расходов на транспортировку, налогов и сборов. Может быть внедрен некий суррогатный вариант, который соединит в себе формулу цены и биржевые торги. В этом случае по формуле будет вычисляться начальная цена торгов, ФАС будет устанавливать границы повышения/понижения котировок и спрашивать потом с компаний, если они за эти границы выйдут. Но все эти ухищрения хороши в качестве инструмента давления на нефтяные компании — на розничные цены они повлияют мало.
«Надо понять одну простую вещь — дешевого бензина больше не будет», — говорит директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Нынешний уровень цен может измениться только в одном случае — если они достигнут такого уровня, что потребители станут ограничивать себя в приобретении топлива», — подчеркивает эксперт. Пока же растущие ценники никого не останавливают. Спрос на автомобили растет на десятки процентов.




