
Фундаментальные изменения в источниках потребления энергии обесценят традиционные углеводороды.
Последние несколько лет мировая энергетика живет в режиме перехода на выработку энергии из новых дешевых и экологически чистых источников. Особенностью этого процесса является то, что он протекает в режиме анданте, тем самым привлекая к себе минимум внимания. Поэтому для многих участников рынка может стать большой неожиданностью грядущее неотвратимое сокращение спроса на нефть и газ.
ра доминирования углеводородов неотвратимо уходит в прошлое. На замену ей массово идет возобновляемая энергетика: солнечная, ветровая, геотермальная, водородная, биоэнергетика. Но процесс технологического перехода крайне сложен, затратен и требует большого временного ресурса. Поэтому смена глобального энергопотребления происходит мягко, без резких обвалов. Именно по этой причине она не так заметна. Кроме того, основным движущим фактором по сути новой энергетической революции является общий процесс перехода мира к новому технологическому укладу, упрощением и удешевлением добычи энергии из альтернативных, ранее крайне дорогих источников. Вместе с тем отметим, что финансовая затратность перехода к новой энергетике является одновременно и главным сдерживающим фактором окончательного ухода от углеводородов. В целом, на ближайшую перспективу инновации и технологическая оптимизация становятся обязательными в энергетической сфере, а цифровые технологии полностью меняют управление и взаимодействие потребителей и поставщиков энергии, трансформируя будущее целых индустрий.
По данным экспертов Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в 2014 г. объемы инвестиций в возобновляемую энергетику выросли на 17% – до $270 млрд. В последние годы на долю альтернативных источников энергии пришлось более 50% всех инвестиций в генерацию электроэнергии. Лидерами по темпам развития стали предприятия солнечной энергетики из Японии и Китая. Эксперты ООН утверждают, что благодаря такому уровню инвестиций предприятия в сфере «зеленой» энергетики выработают добавочных 103 гигаватт энергии, что эквивалентно, например, мощности всех 158 атомных реакторов в США.
Среди возобновляемых источников в настоящий момент нет доминирующих, и переход потребителей на них зависит от географических обстоятельств и экономических расчетов. К примеру, страны, имеющие термальные источники либо высокую вулканическую активность, могут отдать предпочтение геотермальной энергетике. В частности, на Филиппинах она составляет 27%, а в Исландии – 30% от общего энергобаланса. Страны со стабильными и сильными ветропотоками, скорее всего, перейдут на ветровую энергетику. В Европе самым ярким подобным примером является Дания (ветровая энергетика составляет 43% общего энергобаланса). За последние семь-восемь лет в глобальном масштабе объем выработки в ветроэнергетике увеличился в 15 раз.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №15 (757) от 13 апреля 2015 года