Рубрика | Україна

Информация как инструмент манипулирования украинским рынком

Скрытая угроза: Информация как инструмент манипулирования украинским рынком

Замалчиваемые проблемы не уходят сами собой, а проникают в нас глубже, как метастазы.
(Леонид С. Сухоруков)

Оглянитесь: вокруг идет война. Невидимая, но беспощадная. Ее залпы не слышны, но итоги очевидны. И мы терпим в ней поражение, признаки которого уже заметны. Сокращается население – не результат ли это военных действий? Умерла отраслевая наука, легла в могилу технология – не цель ли противника разрушить чужой производственный потенциал?

Страну заполонили полуграмотные бакалавры, обученные по мертвым американским «кейсам», – не желание ли это превратить побежденных в тупую, легко управляемую массу? Как тараканы расползаются по стране заезжие консультанты. Холеные, высокооплачиваемые, всезнающие… лучшие из которых так и не смогли спрогнозировать экономический кризис. Но это не заговор. Не происки «коварных русских» и «лукавых янки». Таковы обычные приемы невооруженного, но оттого не менее опасного противостояния, которое предпочитают не замечать.

Нефть и газ – не просто сырье, а бензин – не просто товар. Они – основа любой инфраструктуры. Не зря французский премьер Жорж Клемансо еще в 1917-м назвал бензин «кровью» войны, а годом позже американский сенатор Анри Беранже предрек: он будет кровью мира: «Сейчас наше гражданское население, наша промышленность, наша торговля, наши фермеры – все просят больше нефти, всегда больше нефти; больше бензина, всегда больше бензина». За 90 с лишним лет мало что изменилось. Разве что борьба за ресурсы стала ожесточеннее. Но как контролировать насосы, качающие «кровь» по мировому организму, ведь властвовать над запасами, сконцентрированными в мусульманском мире, оказалось невозможным? Все оказалось достаточно просто. Перефразируя известное изречение Натана Ротшильда: кто владеет информацией о нефти и газе – владеет миром.

Благодаря такому подходу Уолл-Стрит всего за 30 лет выиграл невидимую войну у стран-экспортеров. Цена на главные инфраструктурные товары в возникшем мире «нефти на бумаге» уже не определяется на норвежском шельфе и в саудовских пустынях, а устанавливается за закрытыми дверями Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan Chase, Citigroup, Deutsche Bank, UBS… В итоге емкость рынка «черного золота» в 2003-2008 гг. увеличилась в десять раз, тогда как доля его товарного сегмента сократилась втрое (в долларовом выражении). При этом кардинально изменились состав, численность и психология участников торгов. После того как американское правительство сняло запрет на использование инвестиционных, пенсионных и страховых средств в срочных рисковых сделках, на рынок нескончаемым потоком хлынули не-нефтяные «делатели денег» со своим снобистским отношением к науке, ориентацией на СМИ, полной Интернет-зависимостью, подверженностью слухам и панике.

Именно на «непрофессионалов», занявших место производителей и торговцев реальным товаром, заинтересованных в стабильных поставках по предсказуемым ценам, и рассчитан мощнейший аппарат информационного воздействия, которым вооружены современные кукловоды. Его основными элементами сегодня являются:

– прогнозы соотношения спроса и предложения Международного энергетического агентства (International Energy Agency / Energy Information Administration – IEA/EIA), созданного в 1974 г. по инициативе активного участника Бильденбергского клуба Генри Киссинджера. Хотя решения в этой организации принимаются большинством, количество голосов соответствует экономическим показателям стран-участниц (у США их 30%). Роль публикаций IEA/EIA в последнее время значительно возросла усилиями «гуру» финансовых спекулянтов – авторитетов из категории банковских и биржевых аналитиков, основная задача которых – создание информационных шумов, способствующих росту биржевого и банковского бизнеса. Появление прогнозов агентства оказывает растущее влияние на рынок, поскольку возможность распространить их через Интернет практически безгранична. Только вот их качество, а также методики сбора и обработки информации в IEA/EIA далеки от совершенства. Например, предложение в агентстве считают по нефти + другое сырье, а спрос – по топливу. Балансы по продуктам (тем более, маркам) не ведут. Детализация суммы нефть + продукты не дается. Данные по запасам не охватывают все страны, хотя все большую роль в мире начинают играть государства, которые не являются основными экспортерами или потребителями нефти. При этом методологии IEA/EIA и ОПЕК отличаются по ключевым моментам (легкая нефть, конденсат, ШФЛУ и пр.) и сравнить их данные практически невозможно;

  • отчеты министерства энергетики США (Department of Energy – DOE), имеющего бюджет свыше $110 млн и обеспечивающего бесплатный (!) доступ любого пользователя к огромному массиву информации о запасах сырья, импорте, загрузке НПЗ и пр.;
  • информация с бумажного рынка – NYMEX и ICE Futuries. Что, по большому счету, одно и то же, ведь лондонская ICE Futures – это дочернее предприятие Международной товарной биржи в Атланте, Джорджия, основатель которой – все тот же Goldman Sachs. ICE упомянута в докладе Senate’s Permanent Subcommittee on Investigations 27.06.06 и на слушаниях комитета Конгресса по энергоресурсам и торговле в декабре 2007-го. Вывод расследований – взлет цен на нефть в 2006-2007 гг. обусловлен миллиардными контрактами на нефтяные фьючерсы, размещенными на ICE Futures;
  • прогнозы банковских аналитиков, то есть документы, отвечающие целям и задачам корпорации или страны, чьи интересы представляет их автор (что известно, но мало кем понимаемо). Публикация прогноза всегда является знаковым событием для рынка, превратившегося из-за доминирования на нем «непрофессионалов» в «рынок ожиданий»;
  • отчеты псевдо-независимых информационных агентств Bloomberg, DowJones, Reuters, Platt’s и Petroleum Argus, краткосрочные сообщения которых в странах-производителях привязывают к политическим событиям и забастовкам нефтяников, а в странах-потребителях – к переменам погоды и изменениям в финансово-экономической сфере (изменение ставок ФРС США, курса доллара и др.). Значимость данного ресурса в последние годы значительно возросла, в том числе потому, что появились русскоязычные версии отчетов. В итоге, национальные рынки оказались привязанными к мировым ценам, которые формируются под влиянием сообщений, моделируемых информационными агрессорами. Результатом этих никак не связанных с добычей и переработкой манипуляций стала нынешняя ситуация на нефтяном рынке;
  • мнения и отчеты западных консультантов и советников по стратегическому развитию, которых навязывают национальным компаниям и министерствам под давлением иностранных акционеров и/или инвестиционных банков. Подавляющее большинство таких «специалистов» не знакомы с историей вопроса, экономическими, социальными, ментальными, мировоззренческими чертами стран пребывания, а некоторые даже неспособны найти их на карте. К тому же их знание не абсолютно. Наглядный пример – полная беспомощность сонма Нобелевских лауреатов по экономике перед лицом нынешнего финансового кризиса.

К сожалению, Украина пока не в состоянии противостоять информационным атакам, развернутым в глобальном масштабе. Более того, особенности развития отечественного рынка несказанно облегчают задачи информационных агрессоров. Вот они.

  1. Хотя во всем мире считается недопустимым предоставлять платные услуги по распространению официальной информации, в Украине уже создан «рынок» публичных данных, получение которых осуществляется за счет налогоплательщиков (обзоры, отчеты, исследования). Информацией о топливном рынке страны владеют сегодня четыре организации: Госкомстат, Госпотребстандарт, ГИАЦ «Держзовнишинформ» и УО «Укрнефтехимпереработка». Первый предоставляет общие данные по Украине и регионам. Информацию Госкомстата по предприятиям публиковать запрещено. За подробные данные нужно платить. «Держзовнишинформ» и «Укрнефтехимпереработка» также продают государственную информацию. Стоимость аналитического обзора – от 3000 грн. Цена 15-минутного интервью с экспертом – до 70 грн. Не будем касаться точности и достоверности данных: оценить их практически невозможно из-за монополии на отдельные виды информации. Вопрос в другом – почему за публичную информацию нужно платить? Кстати, если Вы хотите узнать, на какой АЗС Вас обманывают, установить это невозможно. У нас «не принято» публиковать «черный список» заправок, которые реализуют бензин, не отвечающий стандартам. Впрочем, чтобы ознакомиться с содержанием последних, их следует сначала купить у Госпотребстандарта по сотне гривень штучка.
  2. Слушания по ключевым проблемам ТЭК в органах власти зачастую носят закрытый характер, хотя вопросы поставок топлива и цен на него касаются каждого жителя страны. В результате граждане не только лишены права на получение достоверной информации, ощущают наступление на свои потребительские права, несут все большие расходы, но и находятся перед угрозой того, что им придется взвалить на себя всю финансовую нагрузку по обеспечению энергетической безопасности страны.
  3. В украинском ТЭК растет доля непрофессионалов. На смену прежним управленцам приходят менеджеры-политики, не имеющие опыта и знаний, не разбирающиеся в нефтегазовых технологиях и плохо представляющие специфику работы рынка. Топ-менеджеры нередко не знают, что реально происходит внутри руководимых ими компаний, и становятся заложниками монополизации информации, затрудняющей перепроверку правдивости данных, представляемых их же подчиненными – полуграмотными выпускниками частных вузов, обучавшихся по методу японских камикадзе: только взлет. В таких условиях фактическое лидерство в ТЭК переходит к представителям внешнего управления: политикам, политологам, политтехнологам, свободным от какой-либо ответственности за предлагаемые решения. Вместе с ними в топливный (как частный, так и государственный) менеджмент привносится и политическая суета, ментальность временщиков, технология «заметания следов», оправдание управленческих провалов «непредсказуемостью нефтяного рынка».
  4. В условиях доминирования концепции, ориентирующей политику страны лишь на выживание науки, Украина растеряла свой интеллектуальный потенциал. Засилье в руководстве отрасли «национально озабоченных» непрофессионалов на фоне «заботливо» навязанного нам двухуровневого высшего образования привело к оттоку квалифицированных преподавательских кадров и появлению в стране избытка менеджеров, юристов и экономистов «очень средней руки», подготовленных по устаревшим и далеким от украинских реалий западным методикам. Украина утрачивает возможность не только создавать новые знания, но делается неспособной оперативно реагировать в мировые научные достижения с их последующим использованием. Сегодня в обороте отечественного бизнеса находится лишь 1% результатов исследовательской деятельности, тогда как в США и Великобритании – свыше 70%. Колоссальная научная сфера, в которой сосредоточен мощнейший потенциал нации, остается незадействованной.
  5. Производственные и коммерческие цели большинства предприятий ТЭК (как частных, так и государственных) состоят в «делании денег», а зачастую – и личном обогащении их владельцев и/или топ-менеждеров. Финансовые потоки компаний направляют таким образом, чтобы максимально увести их от налогообложения, кредиторов и «чужих» акционеров. Практически вся прибыль и значительная часть инвестиций вывозятся за границу, а затем по необходимости репатриируются в виде кредитов либо прямых вложений иностранного капитала. Владельцы таких компаний искусственно формируют рыночную «облачность», намеренно предоставляя неправдивую или неточную информацию о событиях, происходящих в отрасли и вокруг нее. Нередко и сами СМИ (в том числе, отраслевые), прикрываясь лозунгом объективности освещения событий, откровенно поддерживают нефтяных и топливных «генералов», принимая взамен их финансовую помощь.
  6. Все большее влияние как источники ежедневной информации приобретают финансовые и биржевые сводки. Объем и частота высказываний о фондовом и валютном рынках в разы превосходит количество информации о реальном производстве, хотя на росте и падении акций играют единицы, а не все население Украины. Иногда складывается впечатление, что страну подсаживают на информационную иглу, делая это совершенно сознательно.
  7. В нефтяную аналитику все активнее проникает «черный» PR, а отраслевые эксперты могут с ходу назвать пару-тройку «специалистов», способных за небольшую мзду превратить в Чикатило любого участника рынка. Нередки случаи, когда информационными и политическими рейдерами блокируется публичное озвучивание профессиональными экспертами достоверных данных и прогнозов, способных развеивать «облачность». Информационными агрессорами успешно внедряется формула: «Не нужно читать – нужно смотреть». В угоду не-нефтяным игрокам, психологически не приемлющих новые знания, исследования национальных рынков и ТЭО стратегических проектов приобретают вид красочной презентации, состоящей из десятка диаграмм и таблиц. Топ-менеждеры ведущих компаний все чаще берут пример с правительственных чиновников, которые уже давно не читают документы объемом более полутора страниц.
  8. Отечественные консалтинговые компании не цитируются первыми лицами государства и руководителями компаний. Украине откровенно навязывают данные информационных агентств Platt’s, Argus, Reuters, которые из индикаторов рынка превращаются в его доминанту. При этом национальная экономика ставится в прямую зависимость не столько от мировых тенденций, сколько от частных (!) фирм, являющихся налогоплательщиками других юрисдикций. Воздействие на отечественный рынок и навязывание его участникам западных источников информации и прогнозов усиливается путем активной ретрансляции данных через Интернет, СМИ и «аналитиков» инвестиционных банков с западным капиталом.
  9. Абсолютно незнакомые с украинским рынком и его спецификой западные консультационные компании все чаще выигрывают стратегические тендеры – от постройки нового НПЗ до разработки ТЭО нефтепровода «Броды – Плоцк». Почему в конкурсах побеждают только гости? Ведь даже Еврокомиссия, организующая похожие тендеры, жестко ограничивает состав их участников компаниями государств-членов ЕС.

Главный вывод из этого печален – отечественный рынок полностью контролируется нашими стратегическими конкурентами или партнерами – называйте, как хотите. Можно, конечно, сказать: «Украина – часть мировой экономики, мы должны в нее интегрироваться». Но странный процесс получается – цены интегрируются, а уровень жизни большинства украинцев – нет.

Какие меры для изменения ситуации следует срочно предпринять? Для начала признать, что существующая на рынке информация не отражает реальной ситуации, а уровень ответственности аналитиков и журналистов существенно занижен. Кроме того, необходимо:

  • создать бесплатный Интернет-ресурс на нескольких языках, обобщающий информацию из всех официальных источников, аналитические статьи и прогнозы;
  • поднять имидж и статус украинских консалтинговых компаний, цитировать их выводы первыми лицами государства и руководителями компаний;
  • активно продвигать отечественные прогностические разработки и исследования энергетических рынков, развивающие украинскую нефтяную аналитику.

Главное – обеспечить спрос руководства страны на все указанные продукты. Жаль, только, что у нас пока, как в СССР.

В Советском Союзе спрос тоже формировал предложение. Это предложение состояло из одного слова: «Нету».

Обращаем внимание Уважаемых Читателей, что в Теме номера использованы материалы, впервые изложенные в докладе «О негативных тенденциях формирования цены на нефть и их влияние на российский рынок» генерального директора «ИнфоТЭК-Консалт», д-ра экон. наук Тамары Канделаки и главного редактора бюллетеня «ИнфоТЭК», канд. техн. наук Натальи Шуляр. С полным текстом доклада Вы можете ознакомиться на сайте. Предлагаем Вам сравнить проблемы, стоящие перед Украиной и РФ, и отметить их несомненное сходство в отношении информационного манипулирования на медиа-рынке нефтегазовой аналитики.

Автор:

(Всего статей: 526)

Заместитель директора по специальным проектамСвязаться с автором

Если вы нашли в статье ошибку, выделите ее,
нажмите Ctrl+Enter и предложите исправление

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

  • Для отображения содержимого включите AdobeFlashPlayer по ссылке

    Get Adobe Flash player

  • Для отображения содержимого включите AdobeFlashPlayer по ссылке

    Get Adobe Flash player

  • Для отображения содержимого включите AdobeFlashPlayer по ссылке

    Get Adobe Flash player

  • Для отображения содержимого включите AdobeFlashPlayer по ссылке

    Get Adobe Flash player

  • Для отображения содержимого включите AdobeFlashPlayer по ссылке

    Get Adobe Flash player

Дискуссия

  • Європейська комісія рекомендувала російському ПАТ «Газпром» укласти довгостроковий транзитний контракт із новим оператором української газотранспортної системи.

    Про це повідомила пресслужба НАК » Нафтогаз України» Facebook.

    «Єврокомісія рекомендувала Газпрому заключити довгостроковий контракт на значний обсяг за європейськими правилами і з новим українським оператором ГТС, бо це відповідає комерційним інтересам усіх сторін та забезпечує енергетичну безпеку Європи. Це правда», — написали у Нафтогазі.

    НАК наголошує, що російські державні ЗМІ натомість вдаються до фейків.

    «Спроби російських державних ЗМІ переконати когось у тому, що ЄС підтримує прагнення Росії отримати контракт за допомогою політичного тиску — неправда… Будьте обережні, перевіряйте інформацію і її джерела. Такого в найближчі місяці буде багато», — зазначили у Нафтогазі.

    Українська компанія також додала, що Єврокомісія не підтримує прагнення Газпрому за допомогою політичного шантажу уникнути виконання законного арбітражного рішення в Стокгольмі.

    «Термінал» писав, транзитний контракт з Газпромом може бути підписаний за умов повного виконання Україною європейських правил з відділення оператора ГТС. Про це під час п’ятого Українського газового форуму сказав міністр енергетики та захисту довкілля Олексій Оржель.

    Читать все: Анекдоти, Енергетика, Компанії, Метан, Офіціоз, Торгівля

  • Китай продает СПГ уже и Японии
  • Энергосистемы Латвии и Эстонии свяжет новый «энергомост»
  • Нельзя помочь тому
  • Он любил курить на рабочем месте

Архивы

РЕКЛАМА

Использование материалов «http://oilreview.kiev.ua» разрешается при условии ссылки на «Терминал».

Для интернет-изданий обязательна прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка в первом абзаце на конкретный материал.


Please leave this field empty.

Назва Вшої компанії (обов'язково):

Ваш номер телефона:

Ваш E-Mail (обов'язково):

Ваше повідомлення:

Прохання виправити! :)

Помилка:

Як правильно: