Руководство «Укртатнафты» в очередной раз пообещало залить страну дешевым и качественным топливом
«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли».
(Илья Ильф и Евгений Петров, «12 стульев»)
В прошлый четверг Президент Украины вручил председателю правления «Укртатнафты» Павлу Овчаренко орден «За заслуги» 3-й степени, заявив, что «считает эффективным» менеджмент предприятия, руководимого награжденным. В ответном слове Павел Владимирович заверил главу государства, что, не взирая на кризис, у возглавляемого им завода есть будущее: заключен долгосрочный контракт на поставку азербайджанской нефти, начат выпуск дизельного топлива по нормам Евро-4, а бензина – по Евро-3, «не сворачивается» и программа реконструкции. Более того, вследствие экономической рецессии компания, подписавшая контракт на модернизацию, даже снизила цену на предоставляемые услуги. В общем, перспективы «Укртатнафты», из названия которой можно смело исключить слог «тат», воистину грандиозны… и все же остается червячок сомнения.
Вернее, пять червячков. Во-первых, насколько известно «Терминалу», азербайджанская SOCAR до сих пор не подтвердила наличия долгосрочных соглашений с «государственным нефтеперерабатывающим заводом, наибольшим заводом – Кременчугским НПЗ» (слова председателя правления «Укртранснефти» Александра Лазорко). Так что о планируемых объемах поставок Azeri Light («мы подписали трехлетний контракт», «они готовы поставлять нам по 600…700 тыс. т нефти ежемесячно») известно лишь из уст представителей Кременчугского НПЗ. Тем более, трейдеры утверждают, что поставленное в Одессу азербайджанское сырье (по меньшей мере, два танкера) принадлежало, кстати, не SOCAR и было передано вовсе не «Укртатнафте». В связи с этим, нежелание этого «государственного» предприятия предоставлять Минтопэнерго данные, необходимые для составления сводного энергетического баланса страны, выглядит довольно странно.
Во-вторых, почему-то нигде не говорится, сколько будут стоить нефтепродукты, произведенные из каспийского сырья. Ведь не секрет, что «черное золото» после двух перевалок дороже трубопроводного. И хотя еще в 2007 г. Павел Овчаренко заявлял, что «нефть из-за транспортировки ее не трубным, а морским транспортом подорожает на 3,5%, что не является критическим» и «не отразится на цене, а прибыль завода будет немного ниже», в это не особенно верится. Особенно если учесть, что похвалиться прибылью завод не в состоянии, хотя сырье отечественной добычи, поступавшее на Кременчугский НПЗ, до последнего времени было в 3…4 раза дешевле импортируемого конкурентами российского.
В-третьих, как-то забылось, что совершенно незаменимым участником поставок азербайджанской нефти в Украину является логистический партнер проекта – ОАО по экспорту и импорту нефтепродуктов «Эксимнефтепродукт» (г. Одесса). Таким образом, прочность связки из Государственной нефтяной компании Азербайджана, государственной «Укртранснефти» и «государственного» Кременчугского НПЗ обеспечивается кипрской оффшорной структурой. Между тем, в СМИ сообщалось, что еще «в январе 2005 г. группа «Приват» установила контроль над мощностями по перевалке более 17 млн т нефти и нефтепродуктов в год через нефтегавань Одессы, скупив акции трех лидеров рынка – ОАО «Синтез Ойл», «Эксимнефтепродукт» и «Одессанефтепродукт». Неужели и здесь «Приват»?
В-четвертых, считается, что проект реализуется во исполнение «указов Президента и решений СНБО» (что подтвердил Президент, отметив заслуги П. Овчаренко перед государством). Однако согласие на транспортировку Azeri Light Приднепровскими нефтепроводами в Кременчуг равносильно отказу В. Ющенко от планов использования трубопровода «Одесса–Броды» в аверсном режиме и его достройки до Плоцка (Гданьска). Ведь обеспечение поставок на Одесский НПЗ автоматически означает загрузку Главной трубы Украины в южном направлении. Или у «Привата» есть планы и в отношении завода на Шкодовой горе?
В-пятых, начало выпуска на Кременчугском НПЗ дизельного топлива по нормам Евро-4, а бензина – по Евро-3 – не более чем стремление выдать желаемое за действительное. Какой тогда смысл вместо высокотехнологичных и приносящих высокую прибыль продуктов (потребление качественного топлива в стране растет, не взирая на кризис) выпускать «компоненты автомобильного бензина»? Можно, конечно, предположить, что отгрузку таких полуфабрикатов на подконтрольные нефтебазы производят, чтобы не платить акцизы… но ведь «Укртатнафта» не может так поступать – она же не будет обманывать государство. Или будет?
Отдельные «неувязки» заметны уже сегодня. Например, 8 октября на пресс-конференции в УНИАН было заявлено, что «Укртранснафта» начала транспортировку Azeri Light на Кременчугский НПЗ «со вчерашнего дня» и «сегодня в пять утра нефть была поставлена на завод, и уже в виде готовых нефтепродуктов сегодня она отгружается потребителям». Но, позвольте, куда тогда делось российское сырье, заполнявшее до этого приднепровские трубы, и какое такое предприятие способно за день не только получить «черное золото» и переработать его, но и отгрузить соответствующее европейским стандартам топливо потребителю? Некоторые участники рынка уверены: весь месяц завод работал на российской и украинской нефти. Кстати, П. Овчаренко заявлял, что в октябре «Укртатнафта» получит 420 тыс. т сырья. Увы, поставки составили 388 тыс. т (по данным «Терминала», еще меньше – 372 тыс. т).