Ограничение банковского кредитования
Пик влияния – первая половина года
Общий рейтинг – 5,4 из 10
независимые эксперты – 6,0
государственные эксперты – 0
трейдеры – 6,3
С начала года цивилизованное финансирование стало недоступным подавляющему большинству участников топливного рынка. И дело не только в сопровождавшем экономический кризис дефиците ликвидности. В первом квартале 2009 г. свыше четверти предпринимателей (в Черновицкой и Херсонской областях – больше половины) высказали сомнение в надежности работающих в Украине финансовых учреждений (причем частным акционерным структурам доверяло всего 6% бизнесменов). Даже рядовые заправщики старались не связываться с пирамидами, по недоразумению названными украинскими банками, то и дело «забывая» проводить продажи через регистраторы торговых операций.
Резкое сокращение в нынешнем году числа участников рынка, планирующих заимствования, вызвано вовсе не отсутствием у них такого желания. Основная причина – в беспрецедентных ограничениях по кредитованию, установлении жестких условий получения займов и беспрецедентном росте процентных ставок. Хотя в первом квартале больше половины трейдеров остро нуждались в оборотных средствах, абсолютно не характерные в разгар экономического кризиса запредельные ставки, достигавшие порой 50, а то и 80%, делали кредиты абсолютно недоступными. Более того, даже при этих драконовских условиях до 6% предпринимателей были вынуждены доплачивать банкирам «за риск» до 5% и более от суммы заимствования.
Ограничение кредитования (порой, искусственное), зафиксированное во всех без исключения регионах страны, заставило трейдеров рассчитывать лишь на собственные средства, вырученные от продажи бензина и дизеля. К сожалению, характерный для нынешнего года невысокий финансовый результат не мог обеспечить закупку нефтепродуктов в значительных объемах, способствуя быстрому переходу рынка на работу «с колес».
Еще хуже чувствовали себя переработчики, вынужденные, кроме всего прочего, еще и закупать сырье. Когда кредитование заморожено или искусственно ограничено (банки тоже не хотят рисковать), заводы, работающие на импортной нефти, постоянно оказывались не в состоянии вовремя приобрести необходимое количество валюты и заплатить за «черное золото» по предварительной декларации. Что до НПЗ, покупавших украинское сырье, то из-за сокращения потребления топлива промышленным сектором (а оптовые закупки дизеля упали более чем на четверть) они просто не располагали требуемыми суммами. Так что уход в «тень», увеличение объемов «черного нала» и занижение аукционных цен при продаже украинской нефти (особенно если и продавец, и большинство покупателей сырья связаны между собой отношениями контроля) имели под собой и объективные причины.
Впрочем, на последние далеко не все можно списать.
Экзамен в сельскохозяйственном:
– Вы директор совхоза. И у вас опять неурожай. Какие объективные причины вы выдвинете в свое оправдание?
– Ну, плохие погодные условия.
– А что-нибудь посвежей?
– Ну, забыли посадить.