Сокращение потребления нефтепродуктов в опте
Пик влияния – январь-март
Общий рейтинг – 6,2 из 10
независимые эксперты – 6,7
государственные эксперты – 0,5
трейдеры – 7,0
Украине очень повезло, что шесть тысяч отечественных заправок были не дышащей на ладан «большой» химией или пущенной по миру металлургией. Рядовых автомобилистов оказалось невозможным пересадить на метро или трамвай. Так что, пока «официальные лица» вели разговор о «прогрессирующем спаде потребления» и «намного более серьезных масштабах снижения активности частных автовладельцев, чем ожидалось», продажи светлых нефтепродуктов (в первую очередь, высокооктанового бензина) сокращались далеко не всегда и не везде.
Спрос на нефтепродукты со стороны государственных структур, сельскохозяйственных и автотранспортных предприятий действительно упал. Только в первом квартале совокупные объемы потребления сократились более чем на 15%. К счастью, это оказалось не всей правдой.
Уже к началу весны объемы реализации почти полностью восстановились. Даже на первый взгляд было очевидным увеличение продаж бензина с октановым числом 95 и выше, наблюдавшееся в 16 регионах страны. При этом весь первый квартал наблюдалось, скорее, не сокращение, а перераспределение спроса между наличным и безналичным сегментами рынка, вызванное как стремлением предпринимателей сократить собственные издержки (в том числе путем отказа от оптовых закупок), так и уменьшением количества звеньев в цепочке «НПЗ – потребитель» из-за снижения маржи мелкого опта. В свою очередь, сокращение продаж дизельного топлива в большинстве сельскохозяйственных регионов Украины (в некоторых из них – на 20…25% по сравнению с 2008 г.) было вызвано не только падением спроса и уменьшением посевных площадей. Нельзя было не заметить тот факт, что аграрии стали эффективнее использовать возможности местных мини-НПЗ, число которых давно перевалило за сотню (при этом добрая половина из них находится на нелегальном положении). Из-за роста недоверия к банкам далеко не все продажи попали в отчеты Госкомстата. Наконец, снижался не столько спрос, сколько финансовый объем рынка, сократившийся к февралю более чем втрое (по сравнению с августом 2008 г.). При этом к объективным факторам, обусловившим это явление (в частности, обесцениванию гривни и ограничению банковского кредитования), прибавились субъективные – отказ трейдеров от услуг финансовых учреждений, которым не доверяют свыше четверти предпринимателей, и уход в «тень», выразившийся в направлении денежных потоков в обход касс.
Сегодня ситуация на наличном рынке светлых нефтепродуктов выглядит уже не столь мрачно, как в начале года. С финансовой точки зрения нынешние продажи вполне сравнимы с 2008 г. Работать в рознице стало, конечно, сложнее, поскольку объемы реализации бензина и дизеля с одной АЗС сократились (не помог даже стремительный рост автопарка). Снижение продаж, проблемы с кредитованием, падение гривни, задержки с платежами, дефицит оборотных средств, невозврат НДС и ворох других проблем установили нынешний уровень рентабельности региональной заправки на уровне 3,0 т топлива в сутки (на «белом» рынке). Однако той паники, которая долгое время сопровождала публикацию свежих отчетов Госкомстата, уже не наблюдается.
К председателю вбегает колхозница:
– Василич, скорее! Там коровы этих чертовых фермеров забрели на наше поле и жрут капусту!
– Тихо, Глаша, без паники. Собирай женщин, берите ведра и без крика – доите, доите, доите…