Отечественные издания постепенно превращаются в средства массовой ДЕЗинформации
Чем менее точна информация, тем более бурно мы на нее реагируем.
(Замечание Уэдервакса)
Автор знаменитого Принципа Питера как-то заметил, что современные средства массовой информации предоставляют прекрасную возможность поворчать в глобальном масштабе. Увы, кроме ворчания, СМИ тиражируют сотни выхваченных из контекста фраз, досадных неточностей и грубых ошибок. Испорченный же телефон множества электронных изданий моментально превращает рядовые ляпы в прописные истины, попадающие не только в маркетинговые исследования, но и в пояснительные записки к законодательным актам.
Прекрасным примером могут служить уважаемые «Экономические известия», которые приводят слова генерального директора УО «Укрнефтехимпереработка» Владимира Емелина, комментирующего внесенный в Верховную Раду законопроект о повышении акцизного сбора на авиакеросин до EUR40/т. Читаем: «Ставки на реактивное топливо продолжают оставаться очень низкими. В прошлом году были повышены акцизы на бензин и дизтопливо, а на так называемый керосин – нет. А ведь оба вида нефтепродуктов входят в его состав». Ой! Как-то не верится, что глава (цитирую по изданию «Вечерние новости») «подразделения Минтэнерго» (хорошо хоть не Ментосэнерго), «отвечающего за прогнозирование и контроль ситуации на рынке нефтепродуктов и координирующего работу экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов» не знает, что ни бензин, ни дизельное топливо не входят в состав «так называемого керосина». Вероятно, имелся в виду не керосин (от греч. κηρός – воск) – смесь углеводородов (от С12 до С15), выкипающих в интервале температур 150…250°С, а авиакеросин ТС-1 (или же его западный аналог Jet-1) – углеводородное топливо для летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями. Но этот продукт получают прямой гонкой малосернистой нефти (целевая фракция – 140…280°С), а отнюдь не смешением бензина с дизелем. В топливе Т-2 – продукте широкого фракционного состава (60…280°С) действительно содержатся бензиновые фракции (углеводороды от С5 до С7, выкипающие в интервале температур до 180°С). Но Т-2 не производят, так как наличие легких углеводородов обуславливает высокое давление насыщенных паров, образование паровых пробок в топливной системе, что ограничивает потолок самолета. Что же касается дизельных фракций (с температурами кипения 240…350°С), то они к авиакеросину отношения не имеют.
Приведу еще одну цитату из СМДИ: «Акцизы на мазут вводятся с целью пресечь ввоз печного топлива для дальнейшей реализации на нашем рынке в качестве дизтоплива. Фактически мы говорим о безакцизном дизтопливе. Ежемесячно из Беларуси завозится 20…30 тыс. т качественного печного топлива с содержанием серы 0,3…0,4%. Далее оно смешивается с евродизелем и на выходе получается дизтопливо с 0,2%, которое успешно реализуется на АЗС, но уже без уплаты положенного акциза». Давайте заглянем в данные таможни. Оказывается, за весь прошлый год из РБ в Украину было экспортировано 62 тыс. т (а не 240…360) печного топлива и мазута всех марок, причем в Энергетической региональной таможне «Терминалу» гарантировали, что для предотвращения возможных злоупотреблений пробы из каждой партии ввозимого в нашу страну печного топлива подлежат обязательному лабораторному контролю. (В соответствии с отдельной инструкцией!) Допустим все же, что неким злоумышленникам таки удалось приобрести на территории нашей северной соседки «качественное печное топливо с содержанием серы 0,3…0,4%», завести его в Украину через оффшор и смешать с евродизелем (с 0,05% серы). Если «печка» содержит 0,35% серы, то согласно «Правилу креста» для получения Л-0,2-62 потребуется равное количество массовых частей обоих смешиваемых продуктов. Поэтому шейк из печного топлива «Белнефтехима» и мозырьского евродизеля обойдется в 6400…6500 грн/т при разбросе цен на Л(З)-0,2-62 в крупном опте 6500…7000 грн/т. Неужели столь сложная игра стоит свеч?
Не менее оригинален сделанный на прошлой неделе харьковским «Островом» вывод, что прекращение роста цен на городских заправках объясняется «отставкой правительства и проигрышем Юлии Тимошенко на выборах». «Результат на лицо (так в оригинале – прим. авт.): Тимошенко ушла, и цена перестала расти», – цитирует издание мнение «водителя с двухлетним стажем». Такие оценки сродни месячной давности высказыванию руководителя фракции БЮТ в Ивано-Франковском областном совете Юрия Романюка, убежденного, что «люди из команды Виктора Януковича, которым в основном и принадлежат НПЗ, с целью создания экономической дестабилизации в преддверии второго тура президентских выборов повышают цены на бензин и дизельное топливо».
К сожалению, если бы наше государство располагало бы действенными рычагами воздействия на рынок, то длительное снижение цен на топливо в Европе, наблюдавшееся в январе-феврале, безусловно, не осталось бы без внимания отечественных трейдеров. Увы, при отсутствии ценовой конкуренции из-за временной приостановки «Приватом» демпинговых войн участники рынка уже шестую неделю подряд не меняли таблички на стелах АЗС, понемногу компенсируя затраты, понесенные при финансировании кампаний обоих кандидатов в Президенты. И это притом, что с учетом всех налогов, розничной маржи, транспортных и иных затрат приобретенный в Европе высокооктановый бензин мог стоить в Украине на 30…40 коп. дешевле отечественного «пятого». Теперь же и харьковским, и киевским потребителям надеяться особенно не на что (особенно на «политическую ситуацию»). Из-за возобновившегося роста мировых котировок участники оптового рынка третью неделю кряду повышают отпускную стоимость нефтепродуктов, поставив крест на перспективах дешевой розницы. Не взирая большие запасы топлива и убаюкивающее затишье на заправках, ценовые тенденции на рынке изменились. Начала сокращаться розничная маржа, которая росла на протяжении пяти с половиной недель, а цистерновые партии нефтепродуктов за пять последних торговых дней подорожали на 1…3%. Вероятно, трейдеры уже готовятся к весеннему росту спроса, который начнется с пересева аграриями 10…12% озимых и появления автомобилистов-«подснежников» на дорогах.



