Экономисты и инвесторы разделились на лагерь оптимистов и пессимистов
Практически непрерывный поток данных о замедлении мировой экономики, который шел в июле-августе, снова вызвал вопрос о том, возможно ли избежать повторного сползания в рецессию. Как экономисты, так и инвесторы разделились на оптимистов и пессимистов. Первые полагают, что вероятность повторной рецессии составляет 10-20%, вторые – оценили шансы повторной рецессии в 40%. Причем за последний месяц вероятность рецессии фактически удвоилась как в рядах пессимистов, так и в рядах оптимистов. На базе ресурсной модели экономических циклов ответ на этот вопрос можно получить практически со 100%-й вероятностью.
Тот факт, что к пессимистам и оптимистам относятся самые авторитетные экономисты современности, свидетельствует: стандартные методы экономического анализа не могут дать однозначного ответа на поставленный вопрос. Например, М. Фельдштейн заявил, что вероятность повторного сползания США в рецессию составляет один шанс из трех. К его мнению прислушиваются – он является профессором Гарвардского университета, членом Национального бюро экономических исследований США, а в 1977-1982 и 1984-2008 гг. возглавлял организацию, которая официально датирует начало и конец рецессий в США, в 1982-1984 гг. был главой комитета советников президента США. В то же время, профессор Нью-Йоркского университета, один из лучших прогнозистов США Н. Рубини считает, что вероятность повторной рецессии составляет 40%.
Интересно, что в январе 2007 г., когда на основе ресурсной модели было точно указано время начала последней рецессии, некоторые ведущие экономисты мира допускали ее наступление с 25-40% вероятностью. Например, бывший глава Федерального резерва США А. Гринспан с вероятностью в 25% прогнозировал возможность начала рецессии в США. Несмотря на сравнительно низкую прогнозную вероятность, рецессия в США все же началась в декабре 2007 г., как это было указано в начале года на основе ресурсной модели.
Противоположную точку зрения имеет нынешний глава Федерального резерва США Б. Бернанке. Несмотря на ослабление экономики США, создаются предпосылки для роста в следующем году. Он утверждает, что пока необходимости в дополнительных стимулах экономики нет, но если это понадобится, то Федеральный резерв готов их ввести. На этот тезис Б. Бернанке Н. Рубини заявляет, что после снижения учетной ставки практически до нуля Федеральный резерв мало что может сделать для эффективного стимулирования экономики. Если же рецессии не будет, то текущих методов стимулирования (практически нулевая учетная ставка и покупка долгов по недвижимости для снижения стоимости кредитования) вполне достаточно для нормального развития экономики, указывает глава Канзасского банка Федерального резерва.
В результате резкого замедления экономики США мировая цена нефти начала снижение раньше обычного срока (еще в августе вместо сентября), основные финансовые индексы вновь опустились до минимальных отметок года (индекс Доу-Джонса снова упал ниже 10000 пунктов 26 августа).
Аналогичная неопределенность существует и в перспективах развития ЕС. С одной стороны, Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц заявляет о высокой вероятности повторного сползания экономики ЕС в рецессию из-за урезания практически всеми странами Союза бюджетных расходов, что уменьшает совокупный спрос, а значит, и производство. С другой стороны, глава национального банка ЕС Ж-К. Трише, а также глава Центробанка Германии А. Вебер считают, что вероятность рецессии в ЕС снижается с ростом экспорта и снижением импорта.
Главный аргумент пессимистов заключается в том, что когда экономика показывает темпы роста в 1% и ниже, то резко возрастает вероятность падения ниже нуля. Одной из причин такой трактовки фактов является отсутствие среди традиционных методов анализа и прогнозирования общей модели, которая могла бы объяснить и описать с единых позиций все возможные рецессии. Существующие модели циклов являются локальными и справедливы лишь для определенного набора рыночных условий. Меняются условия – меняется и модель. Именно поэтому большинство экономистов не верит в возможность создания общей модели экономических циклов, а потому считает, что рецессии возникают случайно под воздействием внутренних или внешних шоков.
Однако авторская ресурсная модель экономических циклов претендует на то, чтобы быть первой общей моделью циклов, которая справедлива для любой комбинации рыночных условий и для любой страны. Это подтверждается: 1) объяснением и описанием на основе модели всех без исключения рецессий в экономике США за последние сорок лет. Как результат – точный прогноз начала последней рецессии 2007-2009 гг., а также всех ударов финансовых кризисов; 2) описанием на базе одной модели экономических циклов не только США, но и других стран – той же Испании; 3) модель синтезирует базовые принципы основных локальных моделей (кейнсианских, неоклассических, Н. Кондратьева, М. Туган-Барановского и т. д.; 4) самим фактом того, что в рамках одних и тех же критических точек экономического цикла (Е- и О-типа) можно выделить одновременно различные известные циклы (бизнес-циклы, финансовые, инновационные, инфляционные и другие).
В настоящее время экономика США проходит пик временного замедления. Вскоре можно будет ожидать ускорения темпов роста до значений выше среднего, но это продлится только три месяца. Для текущей фазы роста среднеарифметические квартальные темпы ожидаются невысокими.
И текущая статистика США закладывает потенциал для такого сценария. К примеру, первая ревизия темпов роста за второй квартал уже снизила прирост ВВП США с 2,4 до 1,6% (впереди еще две ревизии). Невысокие средние темпы роста обусловлены относительно высоким уровнем безработицы (9,5%). Более того, фаза подъема не будет настолько продолжительной, чтобы снизить уровень безработицы до «нормальной» предкризисной величины (около 4%). Именно поэтому некоторые экономисты уже заявляют, что нужно пересмотреть значение «нормального» уровня безработицы в сторону повышения. Дело в том, что высокая безработица не позволит в полной мере активизировать главный источник роста США – потребительские расходы. Однако рост будет обеспечиваться другими, менее существенными факторами. 1) рост промышленного производства и экспорт; 2) восполнение товарных запасов; 3) стабилизация рынка недвижимости.
Таким образом, события этого года, включая финансовый кризис, полностью подтверждают прогнозы Терминала. Очевидно, что увеличение темпов роста экономики США создаст объективные предпосылки и для роста цены нефти в ближайшем будущем, которые могут быть подкреплены и ранними морозами уже в октябре. Однако чрезмерные товарные запасы нефти и нефтепродуктов не позволят ценам расти слишком сильно.