В свое время железный канцлер Германии Отто фон Бисмарк сказал, что плох тот договор, который нельзя пересмотреть. Только так можно охарактеризовать все происходящие в Европе процессы: пересматривается не только европейская экономическая структура, но и грядут в ближайшее десятилетие серьезные политические изменения. А чтобы рынок не столь бурно реагировал на эти изменения, еврочиновники изображают активную деятельность по предотвращению кризиса.
На текущий момент уже можно сказать, что Маастрихтский договор о создании еврозоны канул в Лету. Шутка ли, основополагающие принципы, заложенные в документе, уже и ведущие экономики зоны не соблюдают, не говоря о проблемных странах. Для примера, согласно положениям договора, дефицит государственного бюджета не должен превышать 3%, а долг к ВВП — не более 60%. По состоянию на 21 ноября2011 г. эти показатели демонстрируют совершенно другую картину: ФРГ – 4,3 и 83,2% соответственно, Франция – 7,1 и 82,3, Бельгия – 4,1 и 96,2%, Ирландия – 31,3 и 94,9%, Италия – 4,6 и 118,4%, Испания – 9,3 и 61%, Португалия – 9,8 и 93,3% и Греция – 10,6 и 144,9%. При этом Франции и ФРГ предстоят серьезные выплаты в декабре текущего года, и особенно в январе 2012-го. В первый месяц нового года Франции предстоит обслужить долг в размере EUR53 млрд плюс проценты на EUR2,8 млрд, ФРГ — EUR51 млрд по основной сумме и EUR12,7 млрд — по процентам.
Туда же в скором времени отправится и Лиссабонский договор (фактически Конституция ЕС), который определяет Европейский Союз как союз государств с равными правами, где решения принимаются на основе консенсуса. Не зря Франция достала из пыльного чулана идею об «двухскоростной Европе», с которой носилась в далеком 1996-м. Да и Германия не против этой идеи, только платить за ее реализацию она сейчас не планирует.
А пока рынки можно попугать. Чего стоит заявление Еврокомиссара по экономическим и денежно-кредитным вопросам Олли Рена, который считает, что еврозону возможно спасти только до 10 декабря текущего года, и призывает европейских лидеров к решительным действиям – поддержать инициативы тандема Франции-ФРГ. Ему же вторит и бывший глава ЕБРР Жак Аттали, но только он отодвинул сроки гибели до конца Рождества (правда, зачем портить себе праздники?). Его рецепт моментального спасения:
- разрешить Европейскому центральному банку скупать государственные облигации стран еврозоны, которые переживают кризис.
- ввести в кризисные страны структуры наднационального контроля за бюджетами, тем самым лишив их части финансового суверенитета.
- внести ряд изменений в основополагающее законодательство Евросоюза.
И сроки выставил принятия решений: по первому вопросу — пять минут, второй — за неделю и третий — через шесть месяцев.
С этими же идеями носится президент Франции Н. Саркози, и сдержанно высказывается «железная» фрау – канцлер ФРГ А. Меркель. И уже обозначена дата перехода к новой модели европейского сообщества — 9 декабря.
Тем более что идеи нашли понимание и поддержку у американского руководства и ведущих мировых финансовых структур. Не зря же ФРС США, Банк Англии, Банк Канады, Банк Японии, Швейцарский Национальный Банк (не говоря уже о ЕЦБ) понизили стоимость заемных средств для европейских банков. Но это глубинные процессы.
Чтобы рынки не испортили столь старательно подготовляемые изменения, активизировался внешний фон событий. 29 ноября на заседании совета ЕС на уровне министров финансов и экономик достигнуты договоренности о механизмах увеличения потенциала Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и одобрено выделение очередных кредитных траншей проблемным странам. 30 ноября уже вышла новость о снижении стоимости заемных средств для европейских банков. Американская макроэкономическая статистика – прямо-таки вперед к выходу из кризиса. Но нефтяные котировки рост показывали только на Нью-Йоркской бирже (до отметки $100), а на Лондонской – застыли в районе отметки $110. Тем более что росту цен на нефть марки Brent способствует и решение ЕС о расширении санкций против Ирана, включая и возможное введение эмбарго на поставки нефти из страны. Это без малого 450 тыс. барр. в сутки, от чего пострадают в первую очередь проблемные государства Италия и Испания (70% в структуре европейски поставок Ирана), а также Греция, которая уже отказалась от российских и азербайджанских поставок ввиду отсутствия денег. Все ждут главного события – 9 декабря.
На следующей неделе следует ожидать реакции рынка на результаты саммита ЕС, решения МВФ по выделению очередного транша Греции. При этом следует ожидать, что цена нефти WTI будет находиться в диапазоне $97…103/барр., а Brent – в пределах $106…114/барр. с возможным изменением вследствие реакции на эффективность действия руководства ЕС по стабилизации экономической ситуации в еврозоне.
Когда старому индейцу объяснили причины перехода с зимнего на летнее время, он сказал:
— Только правительство может искренне верить в то, что, отрезав фут сверху одеяла и пришив его снизу, можно удлинить одеяло.




