
Спрогнозированный рост цен на нефтепродукты в марте подается СМИ как катастрофа
29 марта, выступая перед журналистами в Полтаве, председатель партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко заявил: «Премьер-министр Азаров, который любит хвастаться снижением цены на капусту, почему-то молчит и громко не сообщает обществу о том, что буквально за три дня по всей стране цена на бензин выросла на 50…60 копеек и уже давно вышла за пределы 1 евро за литр.
Повышение цен на бензин – проблема не только для автомобилистов. Это новый виток повышения цен практически на все товары широкого потребления, поскольку в их стоимость закладываются транспортные расходы».
Эти высказывания, которые напоминают известную фразу: «Факты фактами, но и мы не лыком шиты», – лишь толика дезинформации, захлестнувшей Украину в последние дни. Точно спрогнозированный еще в феврале, первый за девять месяцев и отнюдь не катастрофический рост цен на нефтепродукты (5%), неожиданно стал чем-то ужасным, угрожающим если не независимости, то всей экономике нашей страны. Уже две недели, как известные журналисты, политики и эксперты, вместо того чтобы разобраться в ситуации, активно используют слухи и домыслы, не обращая внимания на вред, который этим наносят.
А. Гриценко не может не знать, что рост цены бензина на 50…60 коп. «буквально за три дня по всей стране» существует лишь в его воображении. Иначе цена ему как профессиональному аналитику – три копейки за пучок и пятак за кучку. Достаточно зайти на сайт любой консалтинговой компании, работающей на рынке, чтобы убедиться: указанное подорожание произошло не за три дня, а за месяц. И цена бензина А-95 «вышла за пределы 1 евро за литр» не «уже давно», а лишь на прошлой неделе. И причиной этого не столько в молчании премьера, сколько в бесконтрольных финансовых спекуляциях на мировом рынке сырья, поднявших котировки в феврале на 8,5, а в марте – еще на 3,5% (со $110 до 124/барр.). Поскольку в структуре розничной цены бензина на нефть приходится 50…55%, подорожание последней на 8,5% не могло не обернуться нынешними 4…5% роста.
При этом не следует давать повод участникам других рынков использовать «бензиновый фактор» в своих целях. Нынешнее подорожание нефтепродуктов – не «новый виток повышения цен практически на все товары широкого потребления», как голословно утверждает А. Гриценко. Влияние транспортных расходов на стоимость товаров и услуг в Украине сильно преувеличено, в первую очередь самими ритейлерами, маржа которых в настоящее время в разы выше получаемой операторами рынка нефтепродуктов (за исключением «оптимизаторов» налогообложения и бадяжников).
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №13 (599) от 2 апреля с.г.