
Преимущества автомобильного метана остаются невостребованными
В 2007 г., когда компримированный природный газ (КПГ) был на 65% дешевле «пятого» бензина, водители занимали очередь на установку газобаллонного оборудования, а количество новых и строящихся АГНКС перевалило за сотню. Казалось, что метановый рынок страны наконец-то вышел из летаргического сна, в котором благополучно пребывал с 1990-х. Но прошло всего два года, и ситуация резко изменилась.
Цена КПГ выросла более чем вчетверо, количество его розничных предложений вновь сократилось, а введение новых АГНКС остановили высокие издержки, минимальная маржа и искусственно ограниченный доступ к ресурсу. Полное безразличие государства к нуждам потребителей и продавцов топлива, названного Международным энергетическим агентством самым перспективным с точки зрения экологии, технологических затрат и обеспеченности запасами, снова отбросило нашу страну в начало 2000-х. Похоже, украинский рынок автомобильного метана так и умрет, не сформировавшись.
Это удивительно потому, что к 1 марта 2012 г. на метане (в основном компримированном, то есть сжатом до 19,6 МПа) в 83 странах мира работало 14,73 млн автомобилей. По сравнению с мартом 2000 г. их количество возросло более чем на порядок, опровергая самые оптимистичные прогнозы о 15 млн транспортных средств к 2015 г. При этом 0,6 млн автобусов, 13,5 млн легковых 0,3 млн грузовых и столько же специальных автомобилей использовали всего 37 млрд куб. м метана, пользуясь услугами 20,7 тыс. заправок (в2004 г. их было впятеро меньше). Среди основных факторов, позволяющих говорить о природном газе как о топливе XXI века:
- наличие больших доказанных мировых запасов (170 млрд т н. э.), темпы прироста которых почти вдвое обгоняют темпы прироста запасов нефти;
- необходимость высвобождения нефти для функционирования тех отраслей мировой экономики, где она не может быть заменена;
- большая безопасность газа при добыче, транспортировке, переработке, реализации и использовании;
- экономическая привлекательность для конечных потребителей.
Для большинства украинских водителей слово «газ» является синонимом пропан-бутана. Такие ассоциации вполне объяснимы, поскольку из-за недостаточно развитой инфраструктуры метан проигрывает этому ресурсу в популярности (в2011 г. пропан-бутановыми стали около 70% транспортных средств, переоборудованных под использование газа). Тем не менее, в странах Азии и Латинской Америки, где широкое применение КПГ возведено в ранг государственной политики, он остается едва ли не самым востребованным видом моторного топлива. В первую пятерку лидеров метанового рынка входят Иран (2,9 млн автомобилей и 1800 АГНКС), Пакистан (2,9 и 3068), Аргентина (2,0 и 1902), Бразилия (1,7 и 1792) и Индия (1,0 и 571). В Европе активно развивает соответствующий сегмент Италия (0,78 и 860); в странах бывшего СССР – Армения (0,24 и 345)…
Подробнее о тенденциях на рынке читайте в журнале «Терминал» №13 (599) от 2 апреля с.г.