Несмотря на бесспорные преимущества водоугольного топлива, переводить на него все украинские ТЭЦ нецелесообразно
7 августа премьер Николай Азаров заявил, что во время своего визита в Пекин в ноябре нынешнего года Президент Украины завершит переговоры с китайской стороной по предоставлению нашей стране кредита Государственного банка развития КНР. Все средства, которые будут получены (а это около $3,565 млрд) планируется потратить на приобретение технологий и оборудования Поднебесной, предназначенных «для газификации угля до водоугольного топлива» (выражение премьера), вернее – замещения этим экономичным и экологичным энергоносителем природного газа, используемого украинскими ТЭЦ.
О проголосованном Верховной Радой и подписанном Президентом Законе Украины от 30 июля №5189-VI «О внесении изменений в статью 6 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» «по обязательствам субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, осуществляющим реализацию проектов замещения», были предоставлены государственные гарантии на огромную сумму – 29,5 млрд грн. Как говорилось в пояснительной записке к соответствующему законопроекту: «В результате использования на объектах теплоэнергетики технологий водоугольного топлива и строительства заводов по изготовлению синтетического газа, заменяющего природный и синтез-газ для предприятий химической промышленности, будет достигнуто:
- уменьшение потребления импортного природного газа в объеме более 3 млрд куб. м;
- экономия валютных средств (в среднем до уровня $1,5 млрд ежегодно);
- сокращение бюджетных расходов до 150 млн грн в год – отпадет необходимость возмещать стоимость цены газа для производства тепловой энергии для населения;
- обеспечение стабильного рынка сбыта для отечественных угледобывающих предприятий до 10 млн т рядового угля ежегодно».
Впрочем, еще за восемь месяцев до этого события, 16 января 2012 г. министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил: «Мы переводим все наши ТЭЦ на уголь (в Украине 30 отопительных ТЭЦ – прим. авт.). На это будет нужен приблизительно год, но мы эту работу уже начали… Как только будет принят закон о выводе их [ТЭЦ] из объектов, которые не подлежат приватизации, мы будем их направлять в концессию или на приватизацию. Но с одним условием – перевод на водоугольную технологию. Эту технологию мы сейчас разрабатываем вместе с китайскими партнерами. Она даст нам экономию около 6 млрд куб. м газа в год». Как несложно заметить, в Минэнергоуглепроме считают, что объемы замещения «голубого топлива» новым для нашей страны энергоносителем будут, по меньшей мере, вдвое больше, чем предполагают законодатели. Но могут ли уголь и водоугольное топливо вылечить разваливающийся на глазах отечественный ЖКХ?
Сегодня около 78% тепловой энергии для коммунальной сферы генерируется в Украине с использованием природного газа. Такую роскошь не позволяют себе даже экспортеры «голубого топлива». При этом рядового угля в нашей стране добывается более чем достаточно. Выданные на-гора в 2011 г. 84 млн т топлива – это всего на 4,5% меньше 88 млн, предусмотренных на 2010 г. пессимистическим сценарием «старой» Энергетической стратегии (едва ли не единственное совпадение прогнозов в документе), и почти на 10% больше, чем год назад. Если эта тенденция сохранится, то даже нарисованные в проекте обновленной стратегии более чем 100 млн т добытого в нашей стране угля вполне могут стать реальностью.
Правда, следует помнить, что каждый дополнительный миллион тонн топлива будет оплачен, по меньшей мере, двумя жизнями украинских шахтеров (в 2011 г. в забоях погибло 160 горняков). И от 3 до 6 млн т угля – это продукция до 13 тыс. нелегальных копанок. К тому же, появление в конце 2011 г. профицита этого энергоносителя, о котором постоянно напоминают в правительстве (на добывающих предприятиях и объектах теплоэнергетики осталось невостребованным около 2 и 4 млн т угля соответственно), объясняется не столько увеличением добычи, сколько падением спроса. При этом 22% украинских шахт эксплуатируются более 75 лет, половина – неперспективны и убыточны, почти 96% – работают без какой-либо реконструкции свыше четверти века. Из семи тысяч единиц основного стационарного оборудования две трети нуждаются в немедленной замене, доля механизированных комплексов и комбайнов в парке добывающего и проходческого оборудования не превышает 20%, а на шахтах, разрабатывающих крутые пласты, почти 60% добычи обеспечивается отбойными молотками. Иначе говоря, отрасль находится в столь запущенном состоянии, что наращивать поставки угля на старые и неэффективные ТЭС и ТЭЦ не только проблематично, но и опасно.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №43 (629) от 29 октября 2012 г.



