Добыча сланцевого газа изменит конфигурацию внешних отношений Украины и повлияет на ее внутриэкономическое развитие. При условии отказа от импорта газа, Украина сможет экономить до 5% ВВП или около $10 млрд.
«Кроме того, что страна увеличивает свою энергетическую независимость, она имеет возможность не платить миллиарды долларов за границу за энергоносители, а инвестировать их в собственную экономику», — об этом в эфире телеканала БТБ сказал Гжегож Пытель эксперт по энергетическим вопросам «Института Собеского» (Польша).
Приводя в пример Турцию, которая так же покупает много газа и нефти за рубежом, Питель отметил: «Турция импортирует около 45-46 млрд куб. м топлива ежегодно. Если мы умножим их на, скажем, $300, – получим сумму свыше $12 млрд в год. Это средства, которые платит турецкая экономика за границу. В это время, если мы сможем оставить эти деньги внутри страны, реинве-стировать их, заставить циркулировать, они добавлять примерно $60-70 млрд к ВВП Турции ежегодно».
Если перевести эту логику на украинские реалии, то мы получим $10,525 млрд в денежном эквива-ленте, что составляет около 5% ВВП страны. Отметим, что в госбюджете Украины на 2013 год цена заложена на уровне $421 за 1 тыс. куб. м. В 2013 году Украина планирует закупить 25 млрд куб. м газа. Прогноз по ВВП на этот год около 200 млрд.
По его словам, после получения газовой независимости, – продолжил Питель, – Турцию или Украину ожидают два следствия: «В первую очередь, Россия потеряет свое влияние, так как эти две страны больше не будут нуждаться поставок ресурса. Вторым следствием является огромные балансовые поступления. Так, если Украина должна заплатить России большие суммы, то, конечно это положительно повлияет на экономику последней ее индустриальную и политическую силу. Но с другой стороны, это ослабляет позиции Украины и Турции. Итак, с разных точек зрения, сланцевый газ однозначно изменит правила игры и повлияет как на экономический, так и стратегический ландшафт», – считает эксперт.
Он также убежден, что экологические риски добычи сланцевого газа ничем не отличаются от добычи другого вида топлива, которые человечество практикует длительное время.
«Cпециалисты в области нефти и газа понимают, что процессы фрекингу и бурения происходят уже более 50 лет. Мы говорим о 2-3 млн скважин, пробуренных благодаря фрекингу. Поэтому мы понимаем процесс, а следовательно можем бороться с рисками … Есть все предпосылки, чтобы говорить о том, что процесс будет безопасным», – подытожил он.




