
«Горячая» десятка топливных ЧаВо
В сезон отпусков вопросы журналистов к экспертам разнообразием не блещут. Да и аналитики активно отдыхают на отечественных и зарубежных курортах, не особенно жалуя средства массовой информации. Поэтому ежегодно в начале июля «Терминал» предлагает несколько авторских фраз, что называется, про запас.
Вопрос: Почему подорожал бензин?
Ответ: Главной причиной нарушения ценовой стабильности на внутреннем рынке страны стал рост нефтяных котировок со $108…110 до $114…115/барр. Информационные спекуляции вокруг боевых действий в Ираке удерживали стоимость «черного золота» на уровне, близком к девятимесячному максимуму в течение более чем двух недель. Поскольку в настоящее время до 75% бензина импортируется, а национальные операторы из-за больших финансовых рисков и недостатка оборотных средств торгуют им «с колес», пятнадцати дней высоких котировок было достаточно, чтобы поднять розничные цены на отечественных АЗС на 10…30 коп./л (в зависимости от вида топлива и названия сети). К тому же около 1600 заправок, контролируемых группой «Приват» и предлагающих нефтепродукты нижнего ценового диапазона, внезапно перешли на безналичный отпуск высокооктанового бензина, спровоцировав повышенный спрос на него в ряде регионов страны.
Вопрос: Является ли нынешняя цена на нефтепродукты рыночной и существует ли резерв для ее снижения?
Ответ: На уровень розничных цен топлива в Украине влияют около 300 различных факторов. Основные – внешние: цены на нефть и нефтепродукты в Европе, а также прогнозы в отношении них. Так как доля последних в структуре розничной цены составляет 55%, рост европейских котировок на протяжении двух-трех недель на 4% (со $110 до $115/барр.) через две-три недели должен был привести к подорожанию бензина в Украине на 2% (при прочих равных условиях). Однако помимо внешних существуют и внутренние факторы, которые в начале июля не позволили розничным ценам на топливо вырасти более чем на 10…30 коп./л (менее 1%). Главные среди них – платежеспособность населения, соотношение между спросом и предложением, уровень конкуренции, затраты операторов, качество топлива и его восприятие потребителем, степень налогового и административного давления, сезонный и психологический факторы. Последний, кстати, особенно важен, так как наше представление о рынке почти невозможно просчитать. Его формируют действительное предложение и спрос, а также искажающие их новости и публикации в СМИ.
Пока потребитель согласен покупать топливо по предлагаемой продавцом цене, она считается рыночной. При этом снижать ее должно не государство, а открытая конкуренция, которая, к сожалению, все в большей мере приобретает черты недобросовестной. Это относится как к ценообразованию, так и качеству ресурса. Трудно ожидать, что дешевое топливо будет качественнее дорогого. Впрочем, возможны исключения. Например, если отдельные участники рынка практикуют грабительское ценообразование (то есть занижают цены), это способствует вытеснению с него конкурентов и последующему злоупотреблению монопольным положением. Сегодня, когда оборотных средств у трейдеров не хватает, розничная наценка не превышает 5%, а потребитель стал очень чувствителен к стоимости нефтепродуктов, примененное крупной компанией грабительское ценообразование в течение одного-двух месяцев может стать губительным для небольших сетей АЗС, единственным выходом которых является «оптимизация» налогов и/или качества.
Существует ошибочное мнение, что стоимость нефтепродуктов можно снизить, перерабатывая украинскую нефть. Однако объемы собственной нефтедобычи на цену топлива влияют несущественно, поскольку переработчики получают сырье по рыночным ценам. Себестоимость добычи нефти в Украине не ниже, чем в России, Азербайджане или Казахстане. Выиграть можно за счет транспортной составляющей. Ориентировочно – это около 5% в стоимости сырья. Но на отечественных заводах эту скидку трудно реализовать. Разумеется, существует и другой путь – продавать украинскую нефть по заниженным ценам. К сожалению, это не позволит развивать добычу сырья в стране и тем более снизить стоимость топлива – из-за непрозрачности механизма ценообразования на отечественных предприятиях.
Вопрос: Что будет с ценами дальше?
Ответ: В настоящее время динамику нефтяных котировок определяют объемы спекулятивного капитала, перетекающего между рынками; политика ФРС США и курс доллара; искусственно сформированные ожидания превышения спроса над предложением; информационно-психологические и политические факторы. Реализуемый сценарий, направленный на поддержание нефтедолларовой системы в устойчивом состоянии, находит свое отражение в сохранении цен на сырье в диапазоне $100…120/барр. Если сконцентрированные в сентябре-октябре «стратегические» риски («нефтяная война» между Саудовской Аравией и Ираном, втягивание других стран в военные действия в Ираке) не дестабилизируют рынок, тогда средняя цена нефти сорта Brent в Европе составит около $110/барр., что сведет влияние внешних факторов на внутренние цены в нашей стране к минимуму.
Поэтому, если антитеррористическая операция на востоке страны не затянется до глубокой осени, а правительству удастся уберечь национальную валюту от нового обвала, литр бензина А-95-Евро вида ІІ (Евро-4) будет стоить в рознице 15,00…15,60 грн. При этом его потребление сократится на 15…25% (год к году). Максимальные цены ожидаются в ноябре, минимальные – в сентябре. Дизельное топливо вида II ДСТУ 4840:2007 будет предлагаться по 14,50…14,90 грн/л с достижением максимума в сентябре и минимума в декабре. Его потребление сократится на 5…10% (год к году), в первую очередь в опте. Разница в розничной стоимости бензина и дизельного топлива одинаковых экологических классов снизится. По сравнению с 2013 г. нефтепродукты подорожают на 45…55% в зависимости от марки, причем рост их оптовой стоимости будет несколько выше, чем повышение цен на заправках.
Однако в случае неспособности правительства завершить АТО до конца лета, расползания военных действий за границы Донецкой и Луганской областей, прямого вмешательства России в конфликт на востоке, возможен рост розничных цен на нефтепродукты до отметки 18…20 грн/л с возникновением их ситуативного дефицита во всех нестабильных регионах. Указанный сценарий предусматривает разбалансировку внутреннего рынка с неопределенной перспективой во времени.
Вопрос: Что изменится на рынке после введения в действие 10 июля Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам?
Ответ: Эксперты НТЦ «Психея» неоднократно подчеркивали, что кулуарное принятие важнейших для топливного рынка решений приводит к значительным потерям для государственного бюджета и нарушению прав не только субъектов хозяйствования, но и всех без исключения потребителей. Так было с принятием Налогового кодекса и Энергетической стратегии, законов об альтернативных видах топлива и «плавающей ставке» акциза, национальных стандартов на биоэтанол, бензин и дизельное топливо повышенного качества. Но вопреки всем предостережениям разработка нормативно-правовых документов, способных нарушить нормальную работу рынка нефтепродуктов и сделать невозможным эффективный государственный контроль их качества, продолжается. И Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам – похоже, не последний.
Его введение в действие:
- не позволит осуществлять защиту жизни и здоровья человека, животных, растений, национальной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, предотвращать недобросовестную практику;
- сделает абсолютно невозможным нормальный оборот нефтепродуктов и эффективный государственный контроль их качества;
- перенесет конечный срок перехода на стандарты Евро-4 и выше;
- ограничит торговлю нефтепродуктами намного больше, чем того требует государственная политика в области разработки и применения технических регламентов;
- будет способствовать массовому появлению на рынке товаров, вводящих в заблуждение потребителей относительно их назначения, безопасности и энергетической эффективности.
Вопрос: Правда ли, что трейдеры наживаются на потребителе?
Ответ: Розничную цену бензина и дизельного топлива определяют три основные составляющие: стоимость нефтепродуктов, уровень налогов и затраты операторов. Доля налогов в цене бензина достигает 36%. Себестоимость ресурса за вычетом налогов – 51…53%. В соответствии с используемой Минэнергоуглепромом расчетной методикой затраты трейдеров на логистику и транспортировку (с учетом потерь), а также условно-постоянные затраты АЗС составляют порядка 8% (в среднем). Таким образом, на маржу остается в среднем 6…8%, в том числе на розничную наценку – 4…6% (сравните с 80% наценки в супермаркетах!). Эта величина соответствует уровню рынков Европы, так что ни о каких сверхприбылях операторов, предлагающих качественное топливо и уплативших все налоги, речь не идет.
Другое дело те, кто налоги не платит. Так, в 2013 г. условные объемы недопоступлений акцизного налога и НДС, обусловленные сокращением легального импорта нефтепродуктов и использованием отдельными субъектами хозяйствования схем уклонения от уплаты налогов (в том числе путем продажи «альтернативного жидкого топлива», содержащего более 30% биоэтанола), превысили 7 млрд грн. К сожалению, до последнего времени украинское государство предпочитало усиливать административное давление как раз на добросовестных налогоплательщиков, поскольку это позволяло отдельным чиновникам, прикрываясь пожеланиями общественности, предоставлять преференции трейдерам, неспособным открыто конкурировать с ведущими розничными операторами страны.
В ЕС смесь Е10 «прижилась» лишь во Франции и Финляндии. Попытка же нерыночным путем навязать применение смесей с содержанием биоэтанола более 5% автомобилистам ФРГ привела к столь массовым протестам, что Федеральное министерство по вопросам окружающей среды было вынуждено отказаться от своих первоначальных планов, пока количество не адаптированных к использованию Е10 автомобилей не сократится до 1 млн единиц (около 1,6% бензинового автопарка ФРГ).
Вопрос: Как повысить качество нефтепродуктов, реализуемых на украинских заправках?
Ответ: Проблема низкого качества нефтепродуктов является комплексной и не может быть решена путем принятия одного или нескольких нормативно-правовых документов. Тем не менее, в числе первоочередных мер можно предложить такие:
- предусмотреть направление не менее 0,3% от общей суммы годовых поступлений от уплаты акцизного налога на нефтепродукты на финансирование лабораторных проверок их качества;
- ужесточить требования к субъектам хозяйствования, которые производят смесевые марки бензина; установить, что обязательным элементом их работы является наличие лабораторного контроля качества; запретить изготовление на этих предприятиях высокооктанового бензина и использование коксохимического сырья в смесевом топливе;
- ввести дифференцированную ставку акцизного налога на бензин в зависимости от его качества;
- исключить из действующего законодательства требование об обязательном письменном уведомлении субъекта хозяйствования о плановом мероприятии по государственному надзору (контролю) не позднее, чем за десять дней до проведения мероприятия;
- ужесточить административную и уголовную ответственность за антиконкурентные действия, контрабанду, ввоз нефти и нефтепродуктов без уплаты налогов и сборов, выпуск и реализацию нефтепродуктов, не соответствующих национальным стандартам, их нелегальное производство.
Вопрос: Можно ли заправляться смесевым бензином?
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №28 (718) от 14 июля 2014 года.