Главная задача, которая встала перед институтом «МАСМА» в уходящем году – не прекратить свое существование.
Научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности «МАСМА» за всю историю своего 55-летнего существования к 2014 г. пришел к полному банкротству и нажил множество проблем: отсутствие заказов, задолженность по зарплатам более 2 млн грн, по платежам в бюджет – более 15 млн грн, высокий возрастной уровень специалистов – более 60 лет, отсутствие в коллективе молодежи. При этом «МАСМА» – это яркое отображение истории развития и упадка нефтеперерабатывающей отрасли в Украине. Институт зарождался с ее развитием и угасал вместе с нефтепереработкой в Украине.
Директор института «МАСМА» Алексей Пшеничка рассказал в интервью «Терминалу» о том, как им удалось возродить институт – в буквальном смысле как феникс из пепла.
Расскажите об основных вехах, которые удалось достичь институту в 2014 г.
– Первое, что необходимо было поменять – это отношение к окружающему внешнему миру. Абсолютно понятно, что нельзя постоянно расчитывать на государственные заказы и бюджетное финансирование, особенно в условиях кризиса. Также не способствует успеху сформированное осознание своей научной исключительности, а отсюда – пассивность в поиске.
С другой стороны, справедливо будет отметить, что и бизнес не готов инвестировать в науку. Ему нужны решения на 100% эффективные и готовые к применению – и лучше, чтобы они были иностранными. И не всегда важно, что эти решения «с бородой», а в нашем распоряжении имелись иногда лучшие аналоги.
Поэтому 2014 г. мы начали с абсолютно очевидных вещей:
а) анализа рынка и поиска своей ниши;
б) концентрации имеющихся ресурсов (научных, материальных) и повышения эффективности их использования;
в) внедрения адекватных рынку и нашим задачам организационных форм;
г) восстановления технологии процесса научного поиска, то есть наполнения организационной формы института реальным содержанием. Все эти задачи систематизированы, определены во времени и отражены в едином документе – плане развития института до 2018 г.
Нам пришлось изменить организационную форму: в конце 2013-го создалось новое предприятие фактически с тем же названием, но не обремененное долгами. Новая «МАСМА» стала правопреемником части научных традиций, но не долгов и имущества старого института. Нам пришлось пойти на это, иначе института не существовало бы – сложившаяся ситуация оставляла желать лучшего.
В структуре института четко выделены научно-исседовательские центры по приоритетным для нас направлениям: нефтепереработка, масла и смазки, альтернативные виды топлива и техническое регулирование (а по сути, нормативное обеспечение) в этой сфере.
При заполнении штатного расписания мы сделали ставку на молодежь. Сегодня средний возраст сотрудников немногим более 40 лет. При этом около 20% всех работающих – кандидаты наук и один доктор наук. В структуре штата более 60% – научные работники. Не теряются связи с более опытными научными сотрудниками института. Все они приглашаются на заседания ученого совета института. Таким образом, мы стремимся получить наиболее эффективное сочетание молодости и опыта и тем самым обеспечить институту преемственность поколений.
В целом, мы максимально сократились, изменили акценты, стали более гибко реагировать на запросы рынка и начали свое развитие.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №1 (743) от 4 января 2015 года



