Повышая ренту в 2014 году, государство стремилось увеличить поступления в госбюджет, но в результате потеряло инвестора и объемы добычи: в 2015 году – 600 млн куб м.
Об этом УНН рассказал президент ассоциации «Недропользователи Украины» Роман Сторожев.
«Добыча природного газа – это достаточно перспективный вид бизнеса, которые в то же время сопровождается высокой степенью риска инвестиций. Особенно это касается Украины. Частные добывающие компании уже более 10 лет добывают газ на украинских месторождениях и ежегодно демонстрируют положительную динамику. Самый большой прирост был на уровне 30%. А с 2012 года доля независимых компаний в общей добыче увеличилась в 2 раза с 10% до 20%. По результатам первой половины 2016 года объем добычи составил 10,006 млрд. куб. м, доля частных компаний составила около 2,1 млрд куб. м», — утверждает эксперт.
По словам Р. Сторожева, государственные добывающие компании много лет не демонстрируют прирост объемов добычи и держат его или на том же уровне, или время от времени снижают показатели результативности, на что имеется несколько причин.
«В секторе государственного добычи, во-первых, государственные компании должны обязательно продавать газ по нерыночной цене, что оставляло компании без средств для инвестирования в новые месторождения, для обновления технического парка и тому подобное. Во-вторых, в течение последних двух лет государственные компании имели крайне большую финансовую нагрузку, что ухудшило финансовое состояние предприятий», — отметил он.
В то же время, что касается частных компаний, то высокие риски отрасли связаны с нестабильностью правил работы в украинском секторе недропользования. Например, после стремительного роста объема добычи для добывающих компаний вдвое был увеличен размер ренты.
«Предусмотреть заранее такое решение добытчики не могли, и всем пришлось в экстренном режиме пересматривать инвестиционные планы работ, сокращать или вообще замораживать финансирование бурения, работ на новых месторождениях да и приостановить приобретение новых специальных разрешений на пользование недрами. Такое решение со стороны правительства дало свои результаты — уровень добычи газа снизился. Увеличивая ренту в 2014 году, власть стремилась как можно больше увеличить поступления в госбюджет. Но в результате потеряла инвестора, объемы добычи. 2015 год Украина потеряла 3% добычи газа, то есть около 600 млн куб. м. Этот объем пришлось купить в Европе «, — подчеркнул он.
При этом по мнению Р.Сторожев рентная ставка (для частных компаний) даже после возвращения к прежнему уровню, все равно остается высокой, особенно если Украина стремится привлекать в сферу газодобычи инвестиции.
«Инвестор нужен Украине, поскольку собственных средств для разработки новых месторождений углеводородов государство не имеет. Ежегодно снижается объем финансирования георазведовательных работ. И нет никакой разницы — это будут средства украинского инвестора, или финансирования проектов компаниями другой страны. Например, известные мировые компании, такие как Shell, Chevron, Eni — они интересовались углеводородами в Украине, но нестабильность привела к выходу этих компаний из проектов. Но они имели средства на разработку месторождений, в том числе таких мало исследованных, как сланцевый газ, имели техническое оборудование для выполнения буровых работ, для финансирования геологических работ и так далее. Государственные компании в крайне сложном финансовом положении и причина этого — перекрестное субсидирование, которое продолжалось десятилетия. То есть, за счет отрасли государство еще с начала независимости выполняла социальные обязательства», — заключил Р. Сторожев.
Обратим внимание, как отметил директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин, увеличив собственную добычу, мы решим ряд стоящих перед Украиной проблем.
«Среди них: отказ от импорта российского газа, загрузка оставшихся в живых мощностей нефтепереработки, сокращение импорта нефтепродуктов вплоть до самообеспечения, минимизации рисков энергетических войн, обеспечения фронта собственным топливом, создание собственных резервов нефти и нефтепродуктов и т.д», — прокомментировал он.
Однако, по словам эксперта, ожидать, что в страну с нашими сегодняшними рисками придет инвестор не стоит. Таким образом, единственным выходом представляется снижение налоговой нагрузки для отечественного добытчика и гарантирование неизменности законодательства в сфере нефтегазодобычи на длительную перспективу.
Напомним, ранее первый заместитель председателя фракции БПП Игорь Кононенко заявил, что сфера газодобычи в Украине, несмотря на прибыльность, является очень рискованной. По словам нардепа, в ситуации, которая сложилась с бюджетом и экономикой, такие риски на себя должно брать не государство, а частные компании.




