События, которые происходят на энергетических рынках, свидетельствуют о том, что органы власти, которые реализуют политику в этой отрасли, все более подстраиваются под интересы агентов, деятельность которых они регулируют.
Соответствующее мнение высказал заместитель директора НТЦ «Психея» по специальным проектам Геннадий Рябцев во время пресс-конференции в Киеве.
«Ситуацию, когда регулятор сознательно или несознательно попадает под воздействие агентов рынка, называют на Западе и в науке государственного регулирования «захватом регулятора». Как следствие захвата, орган надзора начинает преследовать частные интересы тех компаний, которые доминируют на рынке, пренебрегать интересами потребителей, защищать крупнейших участников рынка от конкурентов и поднимать барьеры для входа на регулированные рынки», — подчеркнул он.
По словам эксперта, начиная с 2010-2011 гг. в Украине эти процессы углублялись, ускорению чего способствовал целый ряд факторов, которые сформировались в стране:
- зависимость государственных регуляторов от одной ветки власти или доминирующей политической силы;
- сращивание государства и бизнеса, когда капитал превращается в власть, а власть – в капитал;
- превалирование кланового государственного управления, неприкрытое кумовство и фаворитизм;
- распределение должностей на основании кулуарных договоренностей политических сил;
- назначение руководителями регуляторов и их подразделений лиц, что не владеют специальными знаниями, и не имеют опыта работы на государственной службе;
- непрозрачность порядка и процедуры принятия решений власти;
- отсутствие эффективных инструментов предотвращения и выявления коррупционных деяний.
Кроме того, ситуация ухудшилась вследствие изменения политической ситуации, когда контроль за деятельностью всех регуляторов (в т.ч. и на энергетическом рынке) ослаб. Это позволило группам специальных интересов установить и обеспечить соблюдение правил, которые гарантировали получение личной выгоды.
Впрочем, попытки «купить» государственный регулятор предпринимались не только в отношении Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
«Сейчас можно привести достаточно большое количество признаков захвата регуляторов Национального банка, АМКУ, Госгеонедр, Государственной таможенной службы. Они достаточно числены и осуществлялись в последние два года», — утверждает Г. Рябцев.
Для того, чтобы предупредить эти дальнейшие попытки, было предпринята попытка утвердить и одобрить закон, который хотя бы гарантировал независимость одного из этих регуляторов. Так, существовал целый перечень тех требований, которые выдвигались и международными экспертами, и представителями неправительственных организаций в Украине, которые занимались сопровождением этого документа.
«С учетом тех, на первый взгляд, небольших, однако в действительности очень существенных поправок, которые были внесены в него в последние минуты, он (этот закон) не содержит существенных революционных изменений, которые бы позволили говорить о том, что национальный регулятор НКРЭКУ будет на самом деле независимым, открытым, и не будет дальше выполнять капризы, реализуя коммерческие и частные интересы тех групп компаний, которые доминируют на рынке», — заключил Г. Рябцев.
Как сообщал «Терминал», 22 сентября Верховная Рада приняла закон о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Согласно данному закону, конкурсная комиссия будет формироваться следующим образом: два человека от президента Украины, два от Верховной Рады и один от Кабмина.
Обратим внимание, ранее в интервью «Терминалу» о ситуации с регуляторами в Украине, рассказал Николай Бараш, заслуженный юрист Украины, советник адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры».




