Украинское правительство не спешит выполнять международные обязательства нашей страны в нефтяной сфере.
В конце 2013 г. граждане Украины начали воспринимать европейскую интеграцию как символ перехода к лучшей жизни. И даже формальная приостановка «вестернизации» правящей в то время верхушкой привела к революционному разрастанию гражданского сопротивления. Именно обещание переустроить страну по «европейским стандартам» обеспечило победу нынешней коалиции. Однако, несмотря на громкие заявления, звучащие на протяжении последних лет, органы государственной власти не спешат выполнять международные обязательства, определенные в Соглашении об ассоциации с Европейским Союзом. И нефтяная сфера – не исключение.
В частности, в соответствии с пунктом 1.1.2 плана имплементации Директивы 2009/119/ЕС, Минэнергоугля Украины должно разработать проект закона о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, а Верховная Рада – принять его в декабре нынешнего года. Но такой документ до сих пор не разработан. Учитывая это, можно прогнозировать, что задание 1.1.2 в установленный срок выполнено не будет. Не принят и акт Кабинета Министров, подтверждающий выбор Украиной той или иной модели создания запасов (задание 1.1.1, срок исполнения – декабрь 2015 г.).
Правда, 26-27 мая Государственным агентством резерва был организован и проведен круглый стол, на котором обсуждалось создание запасов с использованием возможностей этого органа власти. Согласно обнародованным расчетам, в Украине должно быть запасено 580 тыс. т нефти, 460 тыс. т дизельного топлива и 930 тыс. т бензина. Источником финансирования такого резерва может стать сбор с участников рынка в размере 0,40 грн с каждого реализованного в 2017-2023 гг. литра автомобильного бензина и дизельного топлива. Такое предложение вызвало оживленное обсуждение в СМИ. Было высказано опасение, что предложенная модель не учитывает интересов большинства участников рынка. Отмечалось, что ответственность за формирование запасов должно нести прежде всего правительство, а не налогоплательщики. Учитывая это, европейские эксперты предложили использовать смешанную систему резерва, основанную на взаимодействии правительства и участников рынка, под управлением независимого субъекта – агентства. Ему будут предоставлены полномочия по приобретению и реализации нефти и нефтепродуктов, заключению соглашений с участниками рынка и Госрезервом на хранение продукции, подписанию опционных контрактов на их поставки по запросу. При этом, по мнению экспертов Европейского энергетического сообщества, правительству Украины следует как можно скорее учредить такое агентство.
В соответствии с пунктами 4 и 5 раздела 1.2 плана имплементации Директивы 2009/119/ЕС Минэнергоугля взяло на себя обязательства по строительству дополнительных резервуаров для хранения упомянутых выше запасов. По словам генерального директора ПАО «Укртранснефть» Николая Гавриленко, в 2016 г. было «запланировано строительство двух резервуаров емкостью по 50 тыс. т каждый». Тем не менее, до сих пор известно лишь о плане возведения в течение 21 месяца в селе Смольном Бродовского района Львовской области вертикального стального резервуара с плавающей крышей РВСПП-50000, предназначенного для хранения 50 тыс. куб. м нефти. А упомянутый резервуар будет строиться на месте четырех ранее выведенных из эксплуатации, и объем государственного резервуарного парка увеличится не на 100, а всего 10 тыс. куб. м.
Скорее всего, не будет выполнено и задание 1.1.1 плана имплементации Директивы 94/22/ЕС, предусматривающее принятие до конца текущего года новой редакции Кодекса Украины о недрах. В нем планируется установить единые правила, обеспечить равные условия для получения и использования разрешений на поиск, разведку и добычу углеводородов всем организациям, имеющим в своем распоряжении необходимые ресурсы. По состоянию на 1 октября какая-либо информация о ходе выполнения этой задачи Минприроды и Госгеонедр Украины отсутствовала. Было известно лишь о подписании 23 августа меморандума о сотрудничестве с Американской торговой палатой в Украине для «совместной работы специалистов Госгеонедр и экспертов палаты над отраслевыми законопроектами» и создании Межведомственной группы по анализу нужд национальной экономики в стратегически важных полезных ископаемых. Результатом работы последней, по идее, и должна стать новая редакция Кодекса Украины о недрах.
Отметим, что, согласно плану имплементации, ответственным исполнителем подготовки указанного законопроекта определена Госгеонедр Украины. Однако по утвержденному положению упомянутый орган может лишь «реализовывать государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр». И установление его ответственным за формирование политики в этой сфере является нарушением пункта 2 статьи 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти». К тому же, назначение руководителя Госгеонедр с нарушением установленных процедур и «временно исполняющим обязанности» (что не позволяет сформировать штат заместителей и состав коллегии) делает невозможным ее эффективную работу.
В соответствии с Планом имплементации Директивы 98/70/ЕС (статьи 7 и 8; пункт 1.3), Минэнергоугля обязывалось с декабря 2015 г. представлять отчеты о функционировании в Украине системы мониторинга качества и безопасности нефтепродуктов. Но до последнего времени ни одного документа распространено не было.
Согласно плану имплементации статей 3 и 4 директивы Минэнергоугля Украины обязано до конца нынешнего года утвердить и ввести в действие 36 национальных стандартов на моторное топливо и методы испытаний автомобильного бензина, дизельного топлива, судового, котельного топлива, необходимых для применения соответствующего Технического регламента. А ведь по состоянию на 1 октября работы по разработке пяти стандартов даже не начаты, девять возвращены на доработку, 21 проект находится на стадии окончательного редактирования и только один готовится к изданию.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №40 журнала «Терминал» от 3 октября 2016 года.



