
Госгеонедра откровенно нарушают закон не продолжая спецразрешения, — заявил в интервью глава Правления «Укрнефти». Сегодня стало известно, что «Укрнефть», таки, получита спецразрешения.
О том, что происходит с компанией и к чему ведет внутренний корпоративный конфликт, Марк Роллинс рассказал в интервью РБК-Украина.
По словам Роллинса, чтобы не допустить банкротства, правление рассматривает возможность продолжения добычи без лицензий, но пока просчитывает юридические последствия этого шага.
«У нас есть проблема с продлением девяти спецразрешений в этом году и 27 в следующем. Это не просто коммерческая проблема, где мы можем потерять объем добычи и деньги. Есть угроза существованию «Укрнефти», компании грозит банкротство. Это будет иметь катастрофические последствия, учитывая, что у нас работает 25 тысяч человек, и что компания является одним из важнейших элементов энергетической безопасности страны, — рассказал М. Роллинг. — Если исходить из логики государственных интересов, то действия Госгеонедр идут вразрез с ней, поскольку государство теряет больше других. Уже в этом году с момента остановки первого месторождения в марте государство потеряло 300 млн гривен от недополученной рентной платы. Со своей стороны мы выполнили все необходимые процедуры, чтобы продлить спецразрешения. Нет никаких законных оснований для того, чтобы этого не делать. Мы выиграли два иска к Госгеонедрам по трем и шести спецразрешениям, которые истекают в этом году. Судебные решения вступили в силу и обязывают регулятора продлить и выдать спецразрешения «Укрнефти». По одному из исков уже ведется исполнительное производство. Но и.о. главы Госгеонедр (Олег Кирилюк, — ред.) все еще не подписывает приказ о продлении. Мы имеем дело с явным нарушением закона. Допускаю, что может идти речь о коррупции или политическом вмешательстве».
При этом М.Роллинг подчеркнул, что 75% потерь от остановки добычи из спецразрешения несет именно государство.
«Если кто-то считает, что можно выиграть от этого, скажу, что они сильно ошибаются и не понимают ситуацию. Если взять финансовую сторону вопроса, то 75% потерь от остановки добычи из спецразрешения приходится на государство, как акционера и получателя налогов. И только 25 % — на других миноритарных акционеров. Речь идет как о институциональных миноритарных инвесторов, так и о частных, кто приобрел акции компании на бирже. Банкротство «Укрнафты» будет катастрофой для всех акционеров», — отметил Роллинс.
Издание напоминает, что британец Марк Роллинс возглавил «Укрнефть», два года назад сменив Питера Ванхеке. Компания досталась ему с «наследством» — налоговым долгом, дебиторской задолженностью и тлеющим конфликтом между акционерами в лице НАК «Нефтегаз Украины» (50%+1 акция) и группой «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
С приходом Роллинса в компанию акционеры договорились разблокировать выплату дивидендов. После чего компромиссы закончились. Миноритарные акционеры, связанные с Коломойским, потребовали от государства компенсацию в размере $4,7 млрд за якобы отобранный и неоплаченный газ, резкое повышение ставок за пользование недрами и невыполнение «Нефтегазом» судебных решений.
Государство, в свою очередь, уже больше года тянет с ответом правлению «Укрнефти» относительно рассрочки налогового долга и блокирует продление специальных решений на добычу, мотивируя это налоговой задолженностью у компании.
Как передавал Терминал, на прошлой неделе комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы признал неудовлетворительной работу временного руководства Государственной службы геологии и недр, находящегося на испытательном сроке 4 месяца — первого заместителя председателя Держгеонадр Николая Фощия и заместителя председателя Держгеонадр Олега Кирилюка , который также выполняет обязанности главы ведомства. В этой связи парламентский комитет будет рекомендовать проведение нового конкурса на назначение руководства.
Сегодня пресс-служба «Укрнефти» сообщила, что 26 сентября ПАО «Укрнефть» получила от Государственной службы геологии и недр Украины 9 спецразрешений на недропользование, которые были продлены на 20 лет. Речь идет о спецразрешениях на Заводивское, Коржевское, Козиевское, Южно-Панасовское, Анастасиевское, Артюхивское, Рыбальское, Липоводолинское и Качаливское месторождения (действие этих лицензий закончилось в 2017 году). На указанные месторождения приходится 20% объема добычи нефти и 16% газа «Укрнафты», сообщила пресс-служба.
«Компания намерена возобновить добычу на всех указанных месторождениях как можно быстрее, в том числе возобновить газоснабжение до 8 населенных пунктов Сумской области», — сообщила пресс-служба.
Как говорится в пресс-релизе, с момента остановки первого месторождения 31 марта 2017, «Укрнефть» потеряла около 68 тыс. тонн нефти и конденсата и 53 млн м3 газа. Компания также потеряла доход в размере около 1 млрд грн., а государство — почти 330 млн грн. налоговых поступлений только от рентных платежей.
Кроме «Укрнефти» еще ряд компаний публично заявили о препятствовании их деятельности со стороны Госгеонедр из-за невыдачи лицензий на добычу и разработку недр. В частности, это «Нефтегаз Украины», «Укргаздобыча», «Восточный ГОК», «Атомпрофсоюз».
Ранее Терминал сообщал, Кабмин вновь продлил на месяц испытательный срок руководителям Госгеонедр.