
Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин в интервью 112.ua оценил экономически обснованный рост розничных цен на автомобитльное топливо, отметив , что тенденция роста цен на топливо сохраняется, но темпы роста замедляются.
Насколько по данным НТЦ «Психея» выросли цены на бензин за праздники — с 25 декабря до сегодняшнего дня?
Рост цен активизировался после празднования Нового года. Средняя по Украине цена на бензин А-95 которая еще 25 декабря состаляла 28,45 выросла до текущей 29,01 грн\л.
Можете ли сделать какие-то прогнозы в отношении дальнейшей ситуации с ценой на бензин? Сколько еще как минимум будет продолжаться рост? Каких отметок цена может достигнуть, согласно вашим ожиданиям? Как долго будут еще расти цены?
Главный фактор роста цен – ослабление национальной валюты. С учетом этого, сохраняется тенденция роста цен на топливо, однако темпы роста замедляются. В частности, расчеты в системе PsycheaFUEL дают экономически обоснованный рост розничных цен на высокооктан ближайшую неделю в пределах 10 коп/л, для дизтоплива несколько больше – порядка 12 коп/л.
В какой пропорции нынешнее повышение цен на нефть влияет на цену бензина?
Известно, что мировые цены на нефть – результат биржевых спекуляций, на которые в большей степени влияют информационные сообщения и финансовые ресурсы, которые включаются в игру на повышением или понижение мировой цены. Исследования центра «Психея» свидетельствуют о низком уровне корреляции между ценами на нефть и ценами на нефтепродукты в Украине.
Как о тренде, можно говорить, что при длительном по времени росте мировых цен на нефть внутренние цены, скорее всего, будут расти. В большей мере на внутренний топливный рынок влияют оптовые цены топлива на границе Украины. Это происходит из-за большой доли импорта нефтепродуктов. Но и тут возможны отклонения от прямой связи между ценами на границе и розницей. Как пример, можно привести прошлогодний рост цен на сжиженный газ при относительно стабильных ценах на внешних рынках.
Для того, чтобы сделать эффективный прогноз, необходимо знать баланс спроса и предложения. К сожалению, для внутреннего рынка такой баланс можно сделать лишь с большой долей допущения, поскольку Кременчугский НПЗ, на долю которого приходится примерно четверть поставок на внутреннем рынке не предоставляет информации об объемах выпуска своей продукции ни отраслевому министерству, ни Государственной службе статистики. Отсутствие топливного баланса на рынке и, особенно, его прогноза, дает широкое поле для манипуляций участниками рынка, как в информационной сфере, так и прямых — с товарами, ситуативно ограничивая его поставки и тем самым раскачивая цену для конечного потребителя. У последнего, к сожалению, выбора нет.