Продажа части запасов «черного золота» для строительства новых нефтехранилищ в США, а также массовый бум строительства нефтехранилищ в Китае, Индии, других странах Азии и Ближнего Востока свидетельствует о максимальном ускорении основных глобальных игроков в создании своих резервов нефти и нефтепродуктов, пользуясь низкой ценой и удобной рыночной конъюнктурой.
Подобная тенденция страховки национальных экономик от разных катаклизмов на рынке нефти может свидетельствовать и о подготовке стран к новой волне глобальных военных конфликтов.
Создание масштабной инфраструктуры для хранения нефти и нефтепродуктов со стороны США, Китая, Индии и других стран означает не только невысокие цены на нефть в средне- и долгосрочной перспективе. Это также показатель снижения влияния спекулятивных рисков цены нефти на национальные экономики. Ведущие страны мира действительно постепенно переходят с углеводородов на другие источники энергии. Но во время этого длительного перехода они хотят быть уверенными в своей энергетической устойчивости и защите от спекулятивных ударов со стороны мировых рынков, бирж и групп.
США озаботились расширением своих нефтехранилищ. И это в условиях, когда и без того обширные запасы «черного золота» основательно заполнены в существующей американской инфраструктуре для хранения нефти. Хотя все же около 100 млн барр. запаса в хранилищах еще имеется, что порождает у многих вопросы относительно необходимости строительства дополнительных мощностей.
Как ни странно, администрация уходящего президента Барака Обамы внесла в Конгресс предложение использовать $1,5 – $2 млрд на создание дополнительной инфраструктуры для хранения запасов нефти. Подобную сумму предлагается аккумулировать в результате продажи 30-35 млн барр. нефти из стратегических запасов. Иными словами, американские власти планируют расширить и так вместительные нефтехранилища в Соединенных Штатов за счет продажи части нефти из уже практически полностью заполненных существующих мощностей. Выходит так, что важным является не столько нефть в хранилищах (хотя и она также), сколько возможность хранить масштабные объемы «черного золота». Либо конечной целью выступает снижение рисков от глобальных катаклизмов, включая сюда и региональные войны. Либо происходит расширение объемов нефтехранилищ для формирования критической массы сырья для контроля нефтяного рынка, поскольку производители сланцевых углеводородов уже предоставили Соединенным Штатам максимально динамичную возможность наращивать и приостанавливать объемы добычи нефти и газа в зависимости от внутренних и внешних факторов.
Как бы то ни было, основание для решения о расширении нефтехранилищ США было заложено еще раньше. Как известно, в декабре 2015 г. Конгресс отменил сорокалетний запрет на экспорт американской нефти. Также недавно властями Соединенных Штатов было одобрено решение о продаже 124 млн барр.из стратегических запасов в течение 2018 – 2025 гг. Продажа первых 8 млн барр. планируется в 2017 г. с ориентировочным получением за них $400 млн по нынешнему уровню цен на «черное золото».
Сами американские стратегические запасы (которые были созданы решением Конгресса в 1975 г.) составляют около 690 млн барр. Коммерческие запасы нефти оцениваются на уровне 530 млн барр. Стратегические резервы «черного золота» хранятся в четырех природных хранилищах вдоль Мексиканского залива в подземных нефтяных куполах недалеко от морских нефтетерминалов и трубопроводов. Тренд по их наполнению активно продолжался с начала нынешнего года, когда хранилища в крупнейшем нефтяном хабе Кушинге были заполнены почти под завязку, установив новый максимум с 1930 г.
В целом необходимо отметить, что с 2015 г. многие страны мира, в соответствии с данными от Международного энергетического агентства и других источников, начали процесс активного расширения своих нефтехранилищ и полного заполнения нефтью уже имеющихся мощностей.
Например, только в 2015 г. запасенные объемы увеличились на 1 млрд барр. «черного золота», а часть стран просто не раскрывает своих истинных объемов хранящейся в резервах нефти. Уже не раз случались ситуации, когда нефтяные танкеры в ведущих международных портах не имели возможности разгрузиться из-за отсутствия свободных нефтехранилищ.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №38 журнала «Терминал» от 19 сентября 2016 года.




