
*Следует выслушать и другую сторону (лат.)
Михаил ГОНЧАР,
директор энергетических программ Центра «НОМОС»
Специалисты Центра «НОМОС» не считают обновленную Энергетическую стратегию Украины таковой
Продукт анонимного авторства (без указания списка разработчиков) под названием «Обновление Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года. Проект документа для общественных обсуждений», который был обнародован на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности 11 июня 2012 г., не может претендовать на роль проекта государственного документа стратегического характера «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года».
Главные причины:
- Энергетическая стратегия – интегрированная модель действий государства, направленная на достижение целей национальной безопасности и удовлетворения энергетических потребностей общества, экономики и государства, гармонизированная с другими базовыми государственными стратегиями. Поэтому Энергетическая стратегия Украины не может быть исключительно отраслевым документом для профильного министерства и других ведомств и организаций экономического блока правительства.
- Разработка энергетической стратегии должна быть основана на Стратегии национальной безопасности, Стратегии экономического развития и, с учетом положений действующего законодательства Украины, в частности Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики» и Договора Энергетического Сообщества, имеет силу закона. Относительно последнего документа, то его положения фигурируют в разработанном продукте. Что же касается Стратегии экономического развития, то она в Украине отсутствует. Условно таковой можно считать документ под названием Программа экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», поскольку он является документом программного характера, преобразующим предвыборные обещания кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича в платформу действий до следующих выборов.
Хотя временной горизонт Энергетической стратегии значительно шире, чем пятилетний срок президентства, авторы утверждают, что ее разработка велась «во исполнение Национального плана действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 2012 г. №187/2012». Однако следует заметить, что разработанный продукт противоречит целому ряду базовых ориентиров упомянутой программы. В качестве примера приведу одно из самых вопиющих противоречий.
Так, в Программе сформулирован следующий индикатор успеха экономических реформ: «Увеличение добычи нефти и газового конденсата до 4,7 млн т в год, природного газа – до 23 млрд куб. м в год до 2014 г.», тогда как представленный анонимными разработчиками продукт предлагает совершенно иную перспективу, по которой даже к 2030 г. президентский ориентир в части добычи нефти достигнут не будет (3,6 млн т к 2030 г.; даже если учитывать добычу нефти вместе с газовым конденсатом). То же можно сказать и в отношении прогноза добычи газа, в соответствии с которым 23 млрд куб. м являются перспективой 2019-2020 гг., но никак не 2014 г.
Таким образом, возможны следующие варианты…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №31 (617) от 6 августа 2012 г.