Европа выработала иммунитет к энергетическому шантажу Москвы.
Задачей максимум апрельских переговоров для «Газпрома» станет сохранение хоть какой-то части украинского газового рынка в нынешнем году и попытка навязывания Украине «приднестровского газового сценария» с оплатой Киевом «голубого топлива», поставленного террористам в ДНР и ЛНР, чтобы использовать этот аргумент в дальнейшем газовом торге.
Россия попробовала обострить газовые отношения с Украиной, сыграв в очередной раунд «газовой войны». Но время для этого Москва выбрала крайне неудачно. Во-первых, это завершение зимы и окончание отопительного сезона для Украины. Во-вторых, это аномально теплая погода, которая позволяет украинскому правительству и потребителям значительно экономить газ. В-третьих, в зимнем пакете соглашений Евросоюз выступает в качестве стороны-гаранта, а это означает, что Брюссель никак не мог проигнорировать новые газовые атаки Москвы, даже вопреки своему желанию. В-четвертых, европейские хранилища просто переполнены газом, а его цена на спотовых площадках Европы даже сейчас ниже, чем у «Газпрома». Например, директор по развитию бизнеса «Нефтегаза Украины» Юрий Витренко заявил, что украинская компания в феврале 2015 г. сэкономила $100 млн на разнице между ценой газа, купленного в Европе, и предлагаемой «Газпромом» ценой.
Это означает, что Украина не имеет и не будет иметь проблем с газовым реверсом и поставок любых возможных объемов газа из стран ЕС. Кроме того, у Москвы на руках не осталось никаких козырей для переговоров и давления на украинскую сторону, кроме прямого шантажа перекрыть поставки за отсутствие предоплаты.
На этом фоне всплыла попытка «Газпрома» создать этот самый козырь через навязывание «приднестровского газового сценария» для Украины. Его суть в прямых поставках российского газа на территорию подконтрольной боевикам ЛНР и ДНР в неподтвержденных масштабах с привязкой долга за газ к украинскому правительству. Ключевой аргумент – признание Киевом оккупированных территорий своими, а значит, и ответственности за обеспечение населения на них, включая газовую составляющую. Таким образом, Кремль пытается создать еще один добавочный непрозрачный газовый долг для Украины, пытаясь заработать хоть что-то на фоне стремительного движения к полной потере украинского газового рынка.
Неудачно выбранный момент для газовой атаки России позволил ЕС особо не напрягаясь «убедить» стороны дождаться окончания марта и зимнего пакета договоренностей с их неукоснительным соблюдением в последующие недели. В «сухом остатке» переговоров: Украина продолжает до конца марта покупать российской газ по предоплате в объемах до 114 млн куб. м в сутки (в зависимости от потребностей), поставляемые на обоюдно согласованные точки приема; «Нефтегаз Украины» продолжает гарантировать бесперебойный транзит российского газа в ЕС (главная цель переговоров для европейцев). Вопрос поставок российского газа в ДНР и ЛНР перенесен в стадию обсуждения. До его решения Украина не оплачивает подобные поставки, которые не входят в объемы газа, предоплаченные Киевом.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №10 (752) от 9 марта 2015 года




