
Резкое падение доходов от экспорта углеводородов, сужение рынков сбыта в Европе, возросшая конкуренция, а также международные санкции уже в 2016 году могут привести к глубочайшим проблемам в российском ТЭК
Российская энергетика по причине ошибочных действий российских властей на международной арене, породивших режим санкций против РФ, а также активизировавший агрессивные действия российских конкурентов на внешних рынках нефти и газа, ныне поставлена в режим выживания, когда проблемно все – удержания темпов добычи углеводородов, сохранения стабильной работы энергетической инфраструктуры, сохранения позиций на экспортных рынках, а также падение доходов от продаж нефти и газа.
Россия начала входить в крутое нефтегазовое пике, связанное с обвалом мировых цен на нефть и газ. По данным Федеральной таможенной службы РФ, доходы от экспорта «черного золота» в январе-октябре нынешнего года упали в 1,75 раза в сравнении с 2014 годом – до 76,7 миллиардов долларов. Интересно, что при этом экспорт нефти из России увеличился в данный период (в основном за счет стран из дальнего зарубежья) на 7,6% до 201,24 миллионов тонн. При этом экспорт российской нефти в страны СНГ в 2015 году снизился на 4% – до 18,9 миллионов тонн (4,8 миллиардов долларов). Также экспорт нефтепродуктов из России за январь-октябрь 2015 года вырос на 4,5% до 143,8 миллионов тонн (58,4 миллиардов долларов). Картина похожа с нефтью – рост в дальнем зарубежье, падение – на рынках стран СНГ.
Что касается газа, то падение доходов от продажи «голубого топлива» значительно меньше. К примеру, российский газовый экспорт в январе-октябре 2015 года составил 150,5 миллиардов куб. м. на сумму в 35,2 миллиарда долларов. Эта цифра на 25,7% меньше аналогичного показателя в 2014 году (все же не в 1,75 раза как в нефтяном секторе). Страны СНГ (за счет обвального сокращения газового импорта из РФ Украиной) показали падение газового потребления до 32,6 миллиардов куб. м (снижение на 18,7%). Дальше прогнозируется продолжение ухудшение ситуации.
Вышеприведенная статистика весьма интересна, поскольку показывает, что даже при максимально возможном режиме добычи (об этом российская власть неоднократно признавалась) и экспорта в нынешних условиях, доходы от продажи нефти и газа за пределами РФ будут стремительно падать, обваливая поступления в государственный бюджет России.
Есть еще один нюанс, связанный с самим нефтегазовыми компаниями в РФ. Нефтедобывающие компании России даже на фоне снижения нефтяных цен пока чувствуют себя вполне комфортно. Причина – в девальвации национальной валюты РФ, поскольку отчетность компаний перед налоговиками – рублевая. Например, «Роснефть» по итогам января-сентября 2015 года увеличила чистую прибыль на 16% до 303 миллиардов рублей в сравнении с 2014 годом. Более того, «Роснефть» даже смогла за указанный период почти в два раза сократить свою внутреннюю задолженность. На данный момент, по оценкам большинства российских экспертов, нефтяные компании будут успешно работать при цене в районе 40 долларов за баррель. Но это только при условии, что государство не повысит налоговые ставки в условиях стремительно сокращающегося бюджета страны.
В то же время агентство Bloomberg, опросившее 27 ключевых аналитиков нефтяного рынка, утверждает, что критическим для России является уровень в 30 долларов за баррель нефти сорта Brent. Именно такой показатель способен запустить финансово-экономический развал страны.
На данном фоне, эксперты Goldman Sachs утверждают о факторе теплой зимы 2016 года и возможного падения ценового уровня до 20 долларов за баррель. А российские власти, в частности заместитель министра финансов Максим Орешкин, уже начинают применять выражение «новая реальность» по отношению к низким ценам на нефть вместо старого термина «временный кризис». По данным российского Национального банка, падение цены на нефть ниже 40 долларов за баррель в период с 2016 по 2018 годы будет стоить экономике страны как минимум падением на 5% ВВП.
В то же время имеет место ряд фундаментальных факторов влияющих на удержание низкой цены на нефть и газ как минимум в 2016 году с перспективой его дальнейшего падения.
Одним из таких факторов является политика ОПЕК. В частности, на своей недавней встрече (следующая, – летом 2016 года) нефтяной картель не смог принять единое решение о снижении количества добываемой нефти для запуска тенденции повышения цен на углеводороды. Нынешние значительные квоты на добычу «черного золота» (32 миллиона баррелей нефти в сутки) сохраняются до середины следующего года, что означает политику максимальной нефтяной конкуренции для Саудовской Аравии, Ирана и Ирака, которые в ближайшее время еще больше зальют мир своей качественной и дешевой нефтью. Подобное решение ОПЕК самым болезненным образом скажется на Венесуэле и России. Как результат заседания картеля – цена на Brent упала ниже 40 долларов за баррель, поставив очередной антирекорд.
Вполне естественно сопровождение падения цены на «черное золото» со стороны российской валюты, которая снизилась уже до показателя в 70 рублей за доллар. Такие факторы подтачивают нынешний путинский режим и вполне способны создать глубинный кризис системы государственного управления России уже в 2016 году.
Особенность нынешней глобальной нефтяной игры в том, что она не приносит сверхприбылей ни одной из сторон. Задача многих ее участников – просто удержать свою долю на рынках (по возможности расширить ее любыми методами), выживая в сложный «убыточный» период низких цен за счет ранее накопленных резервов. Но разница в запасах этих самых резервов у мировых лидеров-экспортеров «черного золота». Например, Венесуэла – первый кандидат на выбывание из экспортной гонки с масштабным внутренним кризисом. Далее, скорее всего, последуют Нигерия и Россия. При чем, в последней кризисные процессы будут значительно усиленны международными санкциями, а также активным участием РФ в двух военных конфликтах – в Украине и в Сирии.
В газовой сфере России также наблюдаются значительные проблемы. Согласно озвученным данным представителей «Газпрома» (начальника одного из департаментов компании Виталия Хатькова), чистый убыток госмонополии в 2016 году от продажи газа на внутрироссийском рынке может составить 33,5 миллиардов рублей. Это означает рентабельность минус 3,5% по сравнению с нынешней в 0,9%. Таким образом, «Газпром» впервые после 2008 года получит убыток от продажи газа внутри РФ. Не сложно предсказать, что в таких условиях, а также закрытия санкциями внешних рынков капитала, инвестиций, оборудования и «замораживания» отношений со многими компаниями-партнерами, российская власть частично переложит убытки «Газпрома» на плечи рядовых потребителей и бизнеса через повышение цен на «голубое топливо». Поскольку компания продает газ 32% предприятиям в сфере выработки электроэнергии и 34% промышленным предприятиям, скачок цен на газ тут же скажется и на повышении цен на электричество, а также многие внутренние товары. Усугубляет ситуацию для госмонополии возрастание конкуренции внутри РФ со стороны негосударственных компаний. Объемы их газовых поставок только в 2014 году выросли до 115 миллиардов куб. м.
Не удивительно, что на данном фоне растет критика новых проектов «Газпрома» по доставке газа в Европу и Азию, например, газопровода «Сила Сибири». По мнению экспертов, при нынешних ценах на газ трубопровод окупится не ранее, чем через 30 лет. Это если не учитывать того, что Китай не собирается усиливать свою газовую зависимость от России и интенсивно строит собственные СПГ-терминалы, развивает сланцевую добычу углеводородов, равно как и традиционную. «Газпром» опоздал с выходом на азиатские рынки и не успел создать устойчивую базу потребителей своего ресурса, связав их долгосрочными контрактами. Теперь говорить о покорении азиатских рынков для компании просто неуместно. На европейском рынке «Газпром» также сокращает свое влияние. Чего стоит запуск СПГ-терминалов в Польше и Литве, интенсивное строительство интерконнекторов в ЕС и значительный реверс газа в Украину.
Что касается Украины, то жесткие условия для российского нефтегазового сектора и обвальное падение поступлений в государственный бюджет РФ от низких цен на нефть, – это один из главных факторов успешного противостояния в продолжающейся войне с Россией наряду с международными санкциями. Их также продлили ЕС и США как минимум еще на полгода. Лишне говорить, что ныне «Газпром» будет предлагать Украине свой газ по вполне рыночным ценам. Не исключена и специальная скидка, которую российская сторона попробует предоставить как «большое благо». Однако следует понимать, что «Газпром» ныне терпит убытки, дальше ситуация для компании будет усугубляться, поэтому именно сейчас момент для жесткого торга с российской стороной, требуя или поставки по своей цене и на своих условиях (например, до украинско-российской границы с внесением изменений в контракт), или полного «обнуления» российского газового импорта в перспективе 1-2 лет (экспортная потеря еще как минимум 10 миллиардов куб. м. в год).
В любом случае, низкая цена на нефть и газ – нынешние союзники Украины как в борьбе с Россией, так и в восстановлении своей экономики. Главное, – выбирать правильные цели и не распылять внутренние ресурсы.
Статья опубликована в журнале «Терминал» №50 от 14 декабря 2015 года.