
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри в четверг опроверг сообщения о возможном распаде картеля. По оценкам участников заседания, картель после 50 лет своего существования столкнулся с невиданными ранее противоречиями. Это привело к провалу переговоров по вопросу увеличения квот на добычу нефти.
Как передают информационные агентства, страны Персидского залива предлагали странам-членам ОПЕК, включая и Ирак, не задействованный в системе квот, увеличить добычу нефти до конца года до 30,3 млн барр. в сутки, то есть почти на 1,5 млн по отношению к нынешнему уровню для поддержания баланса между спросом и предложением на мировом рынке. Однако против этого решения выступили сразу семь стран – Ливия, Иран, Венесуэла, Ирак, Ангола, Алжир и Эквадор, чьи представители выразили сомнение в том, что спрос на нефть на мировом рынке будет возрастать. «За» – четыре страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар). Нигерия воздержалась. Это позволило делегации Ирана праздновать победу, а наблюдателям громко заговорить о «смерти ОПЕК».
Представитель Ирана в организации, удовлетворяющей мировой спрос на нефть на 40%, Мохаммед аль-Хатиб заявил в четверг, что Саудовская Аравия настаивала на увеличении квот на добычу нефти под давлением ряда стран-потребителей, «однако ОПЕК продемонстрировал, что ему удается сохранять независимость».
«Это были одни из самых трудных переговоров, которые мы когда-либо вели», – заключил министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ан-Нуайми. Непосредственным результатом усилий иранской делегации на встрече ОПЕК в Вене стал скачок цен на нефть – цена поднялась на два доллара. Наиболее сильно повышение цены «черного золота» отразится на американской экономике. Согласно опубликованным данным, экономический рост в мае составил лишь 1,8%, и главной причиной замедления выхода из рецессии стала высокая цена сырья.
Мы, конечно, разочарованы тем, что не смогли достичь согласия, но это – не конец света. Мы и раньше сталкивались с трудностями в переговорном процессе, и всегда их преодолевали.
(Абдалла аль-Бадри, генеральный секретарь ОПЕК)
Следует обратить внимание и на рост индикативной цены условной североморской нефтяной смеси BFOE (Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk). Впервые за пять недель ее цена превысила отметку $118/барр. Это – самый высокий показатель после 5 мая 2011 г. Цена BFOE определяется через биржевой индикатор IPE Brent Index, который рассчитывается на ICE Futures Europe ежедневно и отражает ее среднюю цену за 21 торговый день. Ценовое значение данного индикатора, установившееся на следующий день после завершения контрактного периода для фьючерса IPE Brent Crude соответствующего месяца поставки, определяет окончательную цену закрытия (исполнения) сделок по этому инструменту.
Нефтяная смесь BFOE считается базовым сортом для определения цен spot на нефтяные марки, представленные на рынках Европы и Средиземноморья. В том числе на основе цены BFOE определяется рыночная стоимость российской экспортной смеси марки Urals, а также устанавливается окончательная цена исполнения сделок с нефтяным фьючерсом Urals на бирже РТС.
Как предполагали ранее эксперты НТЦ «Психея», в настоящее время наблюдаются противоположные тенденции ценообразования на нефть WTI и Brent. В частности, американская нефть WTI находится под давлением «плохих» новостей об экономике США и имеет предпосылки к снижению. В то же время, Brent поддерживается сохранением военной опасности в связи с неразрешенностью конфликта в Ливии. Следствием отличий ценообразования стал близкий к рекордному спрэд между этими двумя видами нефти, уже достигший $19/барр.
Неспособность договориться представителей стран-экспортеров нефти породила массу слухов. Например, аналитик Марк Отсвальд говорит, что «ОПЕК на грани распада», поскольку интересы членов сильно разошлись. От распада ОПЕК больше всего выиграют Россия и Казахстан, полагает он. Другие эксперты отмечают, что после провала совещания Саудовская Аравия вправе увеличить добычу нефти в одностороннем порядке – на 500 тыс. барр. в сутки. Несмотря на радикальность таких высказываний, все же существует опасность несанкционированного увеличения квот отдельными участниками картеля, что будет способствовать в дальнейшем снижению цен на «черное золото».
Однако более близкие перспективы – обострение конфликта в Ливии. Неслучайным в этой связи звучит высказывание госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая заявила, что лидер Ливии Муаммар Каддафи будет вынужден уйти со своего поста в самое ближайшее время. «Дни Каддафи у власти сочтены. Мы работаем с нашими международными партнерами в рамках ООН, чтобы подготовиться к неизбежному: к Ливии без Каддафи», – говорит она.
С учетом сказанного будет и далее сохраняться высокий спрэд между ценами на WTI и Brent. Цена на нефть WTI будет сохранять относительную стабильность, и даже возможно снижение цены при факторах, укрепляющих доллар, в то время как Brent будет подвержен военным рискам и склонен к росту. При этом нефть WTI будет торговаться на уровне $95…102/барр., а Brent – $115…$125/барр.
Позиция коалиции в конфликте с Ливией напоминает героя анекдота:
Когда человек выпьет, то он становится совсем другим человеком. Но и этот другой тоже хочет выпить.