Региональные сети могут не выдержать длительного демпинга группы «Привата»
Если чаша терпения вот-вот переполнится, пора подумать о строительстве бассейна.
(NN)
Любой уважающий себя генерал начинает наступательные операции с артподготовки. И хотя залпы демпинговой войны большинству не слышны, из-под ковра топливного рынка Украины то и дело вытаскивают трупы. Количество топливных брендов, представленных в нашей стране, за последний год сократилось на 10%. И особого удивления данный процесс не вызывает. Ведь в условиях финансового кризиса ни один региональный оператор не способен конкурировать с вертикально интегрированной нефтяной компанией, которой уже давно считается группа «Приват».
В настоящее время стоимость нефтепродуктов на «приватовских» АЗС значительно ниже, чем на внебрендовых, не говоря о заправках основных конкурентов. Во время главных демпинговых атак, пришедшихся на январь и июнь-август, разница в ценах достигала 50…80 коп./л, причем политика брендов, связываемых с группой «Приват», не зависела от вида или марки реализуемого на АЗС топлива.
Технологическая подготовка к новому витку ценовой войны уже идет. Во всяком случае, заявляя о производстве «дизельного топлива по нормам Евро-4, а бензина – по Евро-3», на подконтрольном группе «Приват» Кременчугском НПЗ успешно освоили выпуск совершенно другой «инновационной продукции» – компонентов автомобильных бензинов. Зачем?
Как раз когда Президент Украины вручал Павлу Овчаренко орден «За заслуги» 3-й степени (наверное, за несуществующий долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана на поставку каспийского сырья), в СМИ был обнародован интересный документ. В безобидном «Отчете о сравнительном документарном анализе основных характеристик бензинов А-92 и А-95 (ДСТУ 4063-2001) с компонентами автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 (ТУ У 23.2-00152388-0032-2003)» директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобрывец совершенно справедливо утверждает, что отличия между этими продуктами «незначительны и фрагментарны». «Ряд показателей имеет либо абсолютно идентичные характеристики и значения (плотность, цвет, испытание на медной пластинке, массовая доля механических примесей и воды) или несущественно отличается. Так, давление насыщенных паров в паре КБ-92/А92 отличается на 2,1 кПа (79,9 и 82 кПа); в паре КБ-95/А95 – на 0,1 кПа (79,9 и 80,0 кПа). Массовая доля серы в бензинах, произведенных из сернистой, высокосернистой нефти до 31.12.10 также может достигать 0,1%.
Главным потребительским отличием между компонентами автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 и бензинами А-92 и А-95 можно считать на две единицы меньшие значения детонационной стойкости компонентов автомобильных бензинов, что может быть с легкостью исправлено путем введения соответствующих присадок. Кроме этого, отрицательное влияние на потребительскую ценность компонентов автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 в случае доведения их до характеристик товарного бензина в не заводских условиях оказывают несбалансированные показатели фракционного состава. Пониженная температура перегонки увеличивает риски возникновения нарушений в работе двигателя, связанных с образованием паровых пробок и увеличивает потери такого топлива на испарение».
Вывод напрашивается сам собой: «Компоненты автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95 фактически являются прямыми аналогами товарных бензинов А-92 и А-95» (пусть даже «с несколько сниженными потребительскими характеристиками»). Как говорится, приехали. Похоже, главный защитник украинских автомобилистов рекомендует плюнуть на контроль качества, засунуть под сукно государственные стандарты (не говоря о европейских), прямо нарушив норму Закона «О защите прав потребителей», и впредь заправляться «прямыми аналогами»…
В связи с этим возникает, по меньшей мере, три вопроса. Первый: кто заказал этот отчет. Второй: почему он появился именно сейчас, когда стоимость нефтепродуктов на «приватовских» АЗС неожиданно резко пошла вниз. Третий: почему документ, не опубликованный на сайте института, так быстро был растиражирован электронными СМИ, снабдившими его заголовками «Кременчугский НПЗ начал выпуск недорогих нефтепродуктов». Кстати, практически во всех статьях появилась и весьма вольная трактовка выводов Ю. Чернобрывца: «Новое топливо практически позволяет заменить более дорогой обычный бензин и поможет автомобилистам сэкономить немалые средства», – хотя КБ-92 и КБ-95 вообще-то не являются товарными продуктами и не могут быть предложены конечному потребителю.
Впрочем, существует забавный нюанс. В соответствии с реальными паспортами качества компонентов КБ-92 и КБ-95 и их октановое число, и фракционный состав полностью соответствуют требованиям ДСТУ 4063-2001 к автомобильным бензинам. Иначе говоря, по пути от НПЗ или нефтебазы до АЗС полуфабрикат, как брюки из старой комедии, может легко превратиться в элегантные шорты – товарный продукт.
Безусловно, каждый потребитель волен сам выбирать, чем ему заправлять своего «железного коня» – дешевой бадягой или дорогим евротопливом. Дело в другом. Как заметили наши коллеги, «на рынке ширится информация, что один из крупнейших отечественных производителей нефтепродуктов уходит от уплаты акцизного сбора, продает топливо по заниженным ценам. В рознице это дает продавцам дополнительную прибыль до 75 коп./л, поэтому они могут демпинговать». Действительно, с учетом разницы в ставках акцизного сбора реализация «полных аналогов» автомобильных бензинов вместо стандартного топлива позволит «сэкономить» около 1080 грн/т (12%), снизив розничную цену высокооктанового бензина на 80…85 коп./л. Согласитесь, зачем «государственному» предприятию отдавать государству EUR110 за каждую тонну произведенного товарного бензина, если можно выпускать компоненты оного, уплачивая всего EUR20? Если вспомнить, что сырье отечественной добычи, еще недавно поступавшее на подконтрольные группе «Приват» заводы, было втрое дешевле импортируемого российского, неудивительно, почему никто из экспертов не сомневается: начавшееся две недели назад снижение цен «вызвано не экономическими факторами, а недобросовестной конкуренцией».
Кстати, подорожание сырья отечественной добычи с $20…22 до $52…55/барр. (что, тем не менее, на четверть ниже его рыночной стоимости) вызвано отнюдь не желанием «почти государственной» (но контролируемой тем же «Приватом») «Укрнефти» пополнить бюджет, а работой созданной для рассмотрения выдвинутых против группы «Приват» обвинений в демпинге специальной комиссии. По словам ее участников, хотя аукционы по продаже нефти отечественной добычи и считались открытыми, весь объем сырья, выставляемого на продажу «Укрнефтью», традиционно шел на связываемые с «приватовцами» заводы. Безусловно, ни западноукраинские, ни Кременчугский НПЗ непосредственно в торгах не участвовали. За них это делали посреднические структуры, выкупавшие нефть по низкой цене, а затем перепродавшие ее заводам. Если в аукционе пытались принять участие «чужие» компании, его проведение откладывали, а сырье (ссылаясь на недостаток емкостей для хранения) отправляли на Кременчугский или западноукраинские НПЗ. После этого продажа нефти происходила на условиях ex-НПЗ, что было невыгодно для всех, кроме самих предприятий.
Наблюдавшееся две недели назад снижение цен на бензин и дизельное топливо было столь значительным (20…25 коп./л всего за три дня), что заставило засомневаться в правильности используемой НТЦ «Психея» прогнозной модели рынка нефтепродуктов. Ведь результаты расчета однозначно указывали на существование предпосылок для подорожания топлива на АЗС. Оказалось, никакой ошибки нет, так как резкое и необоснованное снижение цен на тот или иной товар ниже экономически обоснованной как раз и является основным признаком начала демпинговой атаки.
Региональные операторы, поневоле втянутые в нынешнюю ценовую войну, пытаются бороться всеми доступными им средствами: сами снижают цены, обращаются в СМИ, пытаются настроить общественное мнение в свою пользу, упирая на низкое качество реализуемого на заправках «Привата» топлива, но пока безуспешно. Во-первых, взывать к совести и добропорядочности «нефтяных генералов» бессмысленно. Во-вторых, «приватовцы» могут сослаться на некую антикризисную программу, проводимую ими для поддержки отечественного потребителя, который пострадал вследствие финансового кризиса и не в состоянии покупать дорогие нефтепродукты, качество которых способны подтвердить лишь сами продавцы. В-третьих, бесполезно соревноваться с «Приватом», имеющим возможность без ущерба для экономики снизить стоимость высокооктанового бензина на 80…85 коп./л или установить розничные цены на топливо в регионах на 10…40 коп./л ниже экономически обоснованных уровней основных конкурентов. Тем более что доля заправок, работающих под брендами, связываемыми с группой «Приват», втрое больше, чем у ближайших конкурентов (в четырех регионах страны отношениями контроля связана между собой едва ли не половина АЗС).
Едва ли не единственным выходом в таких условиях представляется отказ от установления одинаковых цен на топливо в регионах (кстати, после начала демпинговой войны «Привата» разница между розничными ценами на нефтепродукты в регионах Украины существенно возросла). Не менее важно развивать программы лояльности, повышать качество предлагаемого топлива и уровень обслуживания, способные оправдать в глазах покупателя высокую стоимость нефтепродуктов, и подчеркивать в рекламе продукции и услуг их качественные характеристики. Конечно, существует еще один способ борьбы с милитаристами: заключить договор франчайзинга или слиться с более сильной компанией. Но тогда придется смириться с потерей самостоятельности и своего бренда.
Безусловно, наблюдавшегося в конце прошлого года массового оттока отечественных потребителей из брендовых сетей на заправки «Привата» в ближайшее время не произойдет. Как оказалось, далеко не каждый автомобилист готов «изменить» цветам ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛа», WOG, «Галнефтегаза», «Гефеста» и прочих, пусть даже цена нефтепродуктов и оказывает на его выбор все большее влияние. Но это не означает, что розничный рынок не будет укрупняться, а прибыльность торговли останется на прежнем уровне. Вероятно, уже нынешней зимой следует ожидать резкого обострения конкуренции на фоне сокращения спроса из-за экономического кризиса и наступления «мертвого сезона». При этом приходится констатировать, что лучше всех готова к борьбе в новых условиях именно группа «Приват». А остальные…
– Слушай, как приготовить суп из телятины?
– Очень просто. Берешь телятину, кладешь в воду, варишь до готовности…
– Постой. А как определить, что она готова?
– А ты у нее спрашивай. Мол, ну что, готова, наконец?
– И что, она должна ответить, что готова?
– Да нет. Если отвечает, значит, еще не готова. А вот когда отвечать не сможет…