ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, НАШ УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Нет неразрешимых проблем, но уже есть успехи в их создании!
(Михаил Мамчич)
Истекший год стал переломным для рынка сжиженного газа Украины. Последние годы наблюдался стремительный рост потребления пропан-бутана автомобильным транспортом. Трейдерам казалось, что возникающие при этом проблемы решатся сами собой. Не тут-то было. Исчерпав все внутренние резервы для роста потребления, рынок оказался не готов к интеграции в международную торговлю сжиженным газом. Да и мировые торгаши не были в восторге от механизмов ценообразования на территории Украины. Здесь, конечно, неплохо было бы почувствовать руководящую и направляющую роль государства, но ее нет.
Нет и баланса сжиженного газа. Следствием этого стала ситуация, когда до трети объемов пропана и бутана курсируют на рынке без понимания (со стороны государства), кто же является их потребителем – автомобилисты или население, заправляющее этим топливом газовые баллоны. Подробнее об этом можно прочитать в совместной статье Г. Рябцева и С. Пивня «Итоги сжиженного года» на с. 6. Есть и более угрожающая статистика: в январе-октябре 2009 г. на отечественные заправки поступило до 465 тыс. т пропан-бутана, а по информации Украинской ассоциации сжиженного газа – 585 тыс. т, то есть на четверть больше. Думаю, такое расхождение неслучайно. Отсутствие точного учета позволяет создавать схемы, гарантирующие сверхприбыли, например, на разнице цен сжиженного газа на коммерческих и специализированных аукционах. Только последние декабрьские торги привели к недополучению «Укргаздобычей» 22,5 млн грн (по экспертным оценкам). Но если кто-то теряет, значит, другие находят, то есть кем-то получена сверхприбыль! С таким положением дел участники рынка мириться не могут. На с. 14 настоящего выпуска «Терминал» публикует открытое письмо Украинской ассоциации сжиженного газа с требованием навести порядок и исключить спекуляции. Как писал классик, терпеть уж нету сил.
Мне же остается пожелать в наступившем году снять все недоразумения. К слову, у героев нашего традиционного анекдота они тоже возникли:
Вопрос Армянскому радио: – Что такое це о два? – Если по-русски, углекислый газ, а если по-украински, то это кислород.



