Ослабление доллара откладывает понижающую коррекцию мировых цен на нефть
В середине октября мировой рынок нефти демонстрирует относительную устойчивость цен около $83/барр. С одной стороны, резкий рост цены нефти почти на $10/барр. за последние три-четыре недели создает предпосылки для понижающей коррекции. С другой, медленное, но верное ослабление доллара на мировых рынках за последнюю неделю не позволяет начаться этой коррекции. А для продолжения роста цен теми же темпами пока «нет сил».
Как и неделю назад, темпы роста цен на нефть не соответствуют реальным темпам роста мировой экономики и спроса на сырье. Значительный вклад в рост цен вносят спекуляции в связи с подъемом и хеджирование от ослабления доллара. Так, 15% росту цены нефти соответствует ослабление доллара на мировых рынках почти на 10%. А поскольку темпы роста мировой экономики все же ускоряются, то сочетание некоторого улучшения статистики и ослабление доллара формирует спекулятивные ожидания.
Например, в последнюю неделю наблюдаются оптимистические данные со стороны экономик Китая, Японии и Австралии. Заказы на японское машинное оборудование выросли в августе на 10,1%. А экспорт Китая в годовом исчислении вырос на 25,1% при росте импорта на 24,1%. Кроме того, Пекин импортировал в сентябре рекордное количество нефти – 23,29 млн т. Цену нефти поддерживал рост цен на бензин в США и Европе, что было обусловлено наименьшей с 2002 г. сезонной загрузкой НПЗ США (83,1%) и почти трехнедельной забастовкой французского порта Марсель.
Однако резкое снижение курса доллара обусловлено как раз не очень утешительными данными по поводу темпов роста экономики США. Большинство ведущих экономистов мира снизили свои прогнозы по росту на следующий год. Высокий уровень безработицы в США тормозит потребительские расходы населения (70% ВВП). Именно поэтому Федеральный резерв вот уже несколько недель подряд намекает на возобновление стимулирования экономики путем дальнейшего выкупа среднесрочных долговых обязательств правительства с целью снижения среднесрочных процентных ставок. Не будем спорить по поводу эффективности такого пути. Однако если учесть, что на эти цели уже было потрачено $1 трлн, то эффективность такого способа пока очень сомнительна. Кроме того, возможные расходы на $1 трлн заметно увеличит денежную массу, что грозит ускорением инфляции в среднесрочной перспективе. А в краткосрочной – формируются ожидания к резкому увеличению предложения доллара, что и приводит к снижению его курса.
Обратной стороной ослабления доллара является снижение конкурентоспособности товаров, а значит, и экспорта ЕС. Это может привести к дальнейшему ослаблению темпов роста ЕС, что «выбьет» важную опору для роста цен на нефть. Первые признаки такого сценария уже налицо. Экспорт Германии в августе снизился второй месяц подряд (в июле на -1,6%, в августе – на -0,4%).
По-прежнему предложение на мировом рынке нефти превышает спрос. А ОПЕК увеличил поставки на 5% по сравнению с мартом прошлого года. В сентябре перепроизводство нефти над квотами картеля составило 1,9 млн барр. в сутки. Неудивительно, что запасы нефти в США остаются на уровне чуть ниже исторического максимума.
В ближайшую неделю мировые цены будут колебаться в интервале $81–86/барр. По-прежнему курс евро будет влиять на цену нефти. Для преодоления нижнего рубежа может быть достаточно усиления доллара до 1,35$/€. И наоборот, ослабление доллара ниже 1,42$/€ может привести к преодолению верхней границы интервала. При негативных данных по экономике США и ЕС возможна понижающая коррекция цены.