Реформа налогообложения в нефтяной отрасли должна быть согласована с Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Если Астану изменения экспортных пошлин практически не затронут, то в случае с Минском это может обернуться очередным обострением российско-белорусских отношений, пишет газета «РБК daily».
«Есть вопросы, связанные с единым таможенным пространством. Россия не может принимать решение об изменении таможенных пошлин без согласования со странами — участницами Таможенного союза», — сказал изданию источник в Министерстве финансов (Минфин) РФ. По его словам, это определенная процедура, связанная с обсуждением и одобрением комиссии Таможенного союза, которая займет определенное время. «Пока вопрос официально не поставлен правительством России, обсуждение не начнется. Поэтому те сроки, которые сейчас называются, очень оптимистичны», — резюмирует собеседник. Представители комиссии Таможенного союза на вопросы газеты о процедуре согласования нового налогового режима не ответили.
Со стороны Казахстана проблемы с одобрением системы «60–66″ возникнут вряд ли, в первую очередь из-за незначительного оборота между странами. Так, например, в 2010г. Россия поставила в Казахстан 3,77 млн т нефти, тогда как в самой стране было добыто около 100 млн т. Белоруссия, собственная добыча которой не превышает 3 млн т в год, напротив, сильно зависит от российского «черного золота».
В конце 2010г. после продолжительных переговоров президенту Белоруссии Александру Лукашенко удалось уговорить Россию обнулить экспортную пошлину на нефть, ввозимую в страну. Вместе с тем Белоруссия обязалась выплачивать в российский бюджет пошлину на все нефтепродукты (по российским ставкам), продаваемые за пределы страны. Таким образом, белорусская казна недосчиталась нескольких миллиардов долларов, но все же осталась в плюсе, ведь налог на экспорт нефтепродуктов существенно ниже экспортной пошлины на сырую нефть.
Для Белоруссии, экономика которой переживает не самые простые времена, повышение экспортных пошлин на темные нефтепродукты может стать серьезным ударом, так как лишит ее одного из основных источников дохода, поясняет аналитик Газпромбанка Александр Назаров. По его мнению, руководство страны так просто не уступит в этом вопросе и может в очередной раз пригрозить альтернативными вариантами импорта нефти.
«В любом случае даже с новыми пошлинами на нефтепродукты переработка российской нефти будет более рентабельна, чем венесуэльской», — говорит президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. В сложившейся ситуации, когда страна на грани экономического краха, А.Лукашенко не до особых споров, и очередной «нефтяной войны» не последует, считает эксперт.
Кроме того, у России есть главный «козырь в рукаве». В документах, подписанных с Белоруссией в рамках Таможенного союза в декабре прошлого года, есть пункт, который позволяет Москве увеличить экспортные пошлины на нефтепродукты, выводимые из Белоруссии, до уровня пошлин на нефть, сохраняя при этом льготный режим налогообложения в пределах России, пояснят юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Марина Краснобаева.