Без прикладной науки и технического образования сохранить ТЭК страны невозможно
Принято считать, что Украина располагает колоссальным научным и кадровым потенциалом в любой отрасли, будь то химическое машиностроение, переработка нефти или добыча газа. Достаточно щелкнуть пальцами, и в стране тут же найдутся выдающиеся экономисты, способные «на раз-два» вывести страну из кризиса. И десятки ученых, готовых выписать универсальный рецепт от энергетической зависимости. И сотни инженеров по разработке и освоению нефтегазовых месторождений. И тысячи строителей для возведения перерабатывающих предприятий, способных залить премиальным топливом всю Восточную Европу. Похоже, достигнув совершеннолетия при СССР, представители нашей управленческой «элиты» продолжают считать, что фундаментальная и прикладная наука, средняя, специальная и высшая школа Украины – лучшие в мире… И так действительно было. Лет тридцать назад.
Причину провала, образовавшегося между наукой и экономикой, образованием и производством, легко объяснить. В 1990-х государству было не до ученых и преподавателей, и наука, насильно переведенная на самоокупаемость, была обречена на вымирание. А «отечественные инвесторы», раскупившие за бесценок советские предприятия, так и не поняли, что их бизнес и Украина в целом способны быть конкурентоспособными, лишь если будут обеспечены квалифицированными кадрами, современной научно-исследовательской и производственно-технический базой.
В полной мере ощутить холодное дыхание бездны, у которой оказались отраслевая наука и техническое образование, могут только имеющие опыт работы в них в до- и перестроечные времена. Конечно, отдельные «тепличные» интеллигенты, возглавляющие институты чиновники и грантоеды, успешно утилизирующие финансовые ресурсы зарубежных спонсоров по принципу «чего изволите», не торопятся кричать «караул!». Им все кажется, что выросшее при независимости поколение специалистов ничуть не хуже советского. Оно якобы более активно, предприимчиво, продвинуто, чем прежнее. Хозяева просторных кабинетов на Печерских холмах в упор не видят, как деградируют их аналитические службы, неспособные не только подготовить нормативно-правовой акт, но даже набрать его без грамматических ошибок.
Да и сами «слуги народа» являются не меньшими «специалистами». Можно сказать, проФФесорами. К примеру, выпускник зооветеринарного института Михаил Полянчич убежден, что нашей стране следует срочно перенимать опыт Уганды в маркировке всех видов топлива «секретным веществом». Заслуженный экономист Виталий Хомутынник не видит разницы между тяжелыми дистиллятами (дизельным топливом) и тяжелыми дистилляторами (перегонными аппаратами). А заслуженный юрист Анжелика Лабунская считает, что одинаково хорошо разбирается в вопросах химмотологии, защиты животных и сексизма в рекламе.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №40 (678) от 7 октября 2013 г.




