
Традиционно в российской внешней политике особое внимание уделяется энергоресурсам, которые для Москвы «больше чем товар».В не сомнения тот факт, что этот вопрос заслуживает внимания, но на Западе мало кто придавал адекватное значение тезису из преамбулы первой редакции Энергетической стратегии России, которая была введена в действие В. Путиным 28 августа 2003 года. Там четко зафиксировано, что «Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики». Именно этим инструментарием, очевидно, Россия пользуется и сегодня.
Об этом рассказывает статься Энерго-милитаризм Кремля и Pax Putiniana, которая размещена на сайте Центра глобалистики «Стратегия ХХІ»
По мнению авторов статьи, без внимания осталась также корректировка в 2012 году путей и методов достижения поставленных целей воссоздания неоСССР в виде Евразийского Союза.
«Наиболее прочной конструкцией наднационального объединения служит не единое экономическое или таможенное пространство, не общность политических ценностей, а инфраструктурные связи, в особенности, энергетическая инфраструктура. Вышесказанное справедливо и применительно к проекту Евразийского союза, становым хребтом которого может и должна стать энергетическая инфраструктура», — убеждены эксперты «Стратегии XXI».
Именно в этом авторы статьи видят и такой большой интерес ко всему, что касается энергоресурсов, а также инфраструктуры для них, в первую очередь это касается Украины.
«Отсюда – такое большое внимание энергоресурсам и трубопроводам. Это важно для РФ не только на постсоветском пространстве, но и в целом в Европе. Осознание в Брюсселе, Вашингтоне, Варшаве, Будапеште и Бухаресте важности отмеченного выше для российской политики дает ответ на вопрос реальны ли обещания Кремля «поделиться» территорией Украины с учетом того, что на ней находится важнейшая газо- и нефтетранспортная инфраструктура, созданная в советское время для поставок энергоресурсов из России в Европу и значение которой теперь не менее важно в контексте Евразийского Союза» », — считают в «Стратегии XXI».
Последствиями халатного отношения чиновников к вопросам энергетической безопасности стала та непростая ситуация, которая образовалась сегодня в стране. За все годы независимости не была востребована ни одна из отечественных разработок в сфере безопасности, тем более энергетической.
Особую роль в своей стратегии российские власти отводят проекту «Южный поток», пытаясь кризисом в Украине продемонстрировать Европе необходимость дать ему «зеленый свет». Теперь, после оккупации Крыма, в Москве готовят варианты оптимизации маршрута Южного потока.
Косвенным подтверждением возможных изменений является объявление об отказе на выполнение ряда работ в рамках стыковочного к морской части «Южного потока» сухопутного модуля, на которое обратил внимание 13 марта Центр Восточно-Европейского газового анализа. Это означает, что имеют место существенные корректировки, вносимые по ходу реализации проекта. Сейчас они выглядят следующим образом:
- спрямление маршрута через Черное море от Анапы к Варне (поскольку считается что российская эксклюзивная морская экономическая зона после аннексии Крыма теперь позволяет сделать это);
- раздвоение маршрута – кроме направления на Болгарию может появится направление на Румынию.
Однако, по мнению экспертов, новые версии «Южного потока» могут так и остаться на бумаге. Такую позицию подтверждает и высказывания лояльного к России давнего итальянского партнера «Газпрома» в лице руководителя ENI П. Скарони: «Я вижу довольно мрачное будущее проекта «Южный поток» по поставкам газа в обход Украины. Я считаю, что власти Европы могут поставить под вопрос разрешения на строительство трубопровода». При этом он напомнил, что с проектом TAP у Италии появится новый источник газа — Азербайджан.
«Промах В. Путина в отношении «Южного потока» становится все более очевидным. Для Европы лучше отказаться от проекта, который еще на бумаге, чем от поставок газа из России. К тому же отказ от проекта сейчас ударит по многочисленным подрядчикам «Газпрома» внутри России, которые сейчас реализуют стыковочные для «Южного потока» модули так называемого «Южного газового коридора». По сути, это похлеще чем некоторые «бумажные санкции» Брюсселя. Как минимум 22% откатов не будут получены окружением Путина», — говорят эксперты.