Уточненный прогноз цен на нефть и нефтепродукты до конца года
В июле каждого года НТЦ «Психея» традиционно корректирует свой экономический прогноз цен на нефть и нефтепродукты, сделанный в декабре. И хотя расчеты показывают, что ближайшие шесть месяцев не должны принести новых потрясений на топливный рынок, существуют сценарии, реализация которых способна существенно скорректировать ожидаемые цены. К сожалению, в основном в сторону роста.
Если антитеррористическая операция не затянется до глубокой осени, а правительству удастся уберечь гривню от нового обвала, до конца 2014 г. стоимость цистерновых партий бензина А-95-Евро вида ІІ ДСТУ 4839:2007 (Евро-4) составит 19100…19900 грн/т. При этом его потребление сократится на 15…25% (год к году). Максимальные цены ожидаются в ноябре (до 19900 грн/т), минимальные – в сентябре (19000). Дизель вида II ДСТУ 4840:2007 будет по 15500…16300 грн/т с достижением максимума в сентябре (16200…16300) и минимума в декабре (15500). Потребление сократится на 5…10% (год к году), в первую очередь в опте. Разница в розничной стоимости бензина и дизеля одинаковых экологических классов сократится. По сравнению с 2013 г. нефтепродукты подорожают на 45…55% в зависимости от марки, а рост их в опте будет выше, чем повышение цен на АЗС.
В рознице литр бензина А-95-Евро вида ІІ (Евро-4) будет стоить 15,00…15,60 грн, ДТ вида II – 14,50…14,90 грн/л. Прогнозировавшаяся ранее тенденция к снижению цен на бензин к концу года должна сохраниться. Удешевление топлива к декабрю (в среднем на 20…30 коп.) будет обусловлено стремлением трейдеров сохранить рынок в условиях постоянного снижения платежеспособности потребителей. Однако в случае неспособности правительства завершить АТО до конца лета, расползания военных действий за границы Донетчины Луганщины или прямого вмешательства в конфликт России, возможен рост розничных цен до 18…20 грн/л с возникновением их ситуативного дефицита в нестабильных регионах. Такой сценарий предусматривает разбалансировку рынка с неопределенной перспективой.
При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вероятность корректировки прогнозных цен в сторону увеличения или снижения определят четыре группы факторов.
1. Цены на нефть в мире
Эксперты НТЦ «Психея» считают, что динамика нефтяных котировок в 2014 г. определяется:
объемами спекулятивного капитала;
политикой ФРС США и курсом доллара;
искусственно сформированными ожиданиями превышения спроса над предложением;
информационно-психологическими и политическими факторами.
Целью реализации такого сценария является поддержание нефтедолларовой системы в устойчивом состоянии. Он найдёт своё отражение в сохранении балансовых цен на сырьё в диапазоне $100…120/барр.
Действия:
использование «украинского», «иракского», «иранского» и других факторов как информационных поводов для финансовых спекуляций;
дальнейшее усиление информационно-психологического и (гео)политического фактора в установлении цен на биржевые товары (с одновременным ослаблением влияния производителей);
увеличение объемов электронной торговли;
пресечение попыток массового отказа от доллара в расчетах за энергоносители;
формирование ожиданий превышения спроса над предложением. Завышению прогнозов будут способствовать: спекуляции вокруг роста спроса со стороны Китая (хотя он не превышает 0,5% мирового потребления), сокращение резервных мощностей, рост затрат из-за недостаточного инвестирования отрасли в 1990-х и их инфляция, миф о «пике нефтедобычи»;
политическое ограничение аппетитов биржевых игроков. После того как проведенные Европейской комиссией и Федеральной торговой комиссией США (FTC) расследования вопросов ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов подтвердили факты предоставления «рядом компаний, которые занимаются производством и продажей нефти, нефтепродуктов и биотоплива», заведомо искаженной информации по ценам на нефть для агентства Platts, объемы спекуляций сократились. Впервые с 2009 г. прекратил увеличиваться разрыв между ценами на нефть для реальной экономики и крупнейших банков. Свою роль в этом сыграли расследования деятельности ведущих американских финансовых учреждений и биржевых игроков, в том числе Barclays Plc, HSBC Holdings plc, UBS AG, MF Global, Peregrine Financial Group, а также «Дело лондонского кита», в результате которого самый крупный банк Уолл-стрит – JPMorgan Chase был вынужден выплатить пяти финансовым регуляторам свыше $1 млрд в виде компенсаций и штрафов и еще $12 млрд – за прекращение расследования.
Последствия:
подорожание топлива в Европе до границы эластичности;
невозможность быстрого восстановления докризисных уровней экономик;
системный кризис европейской нефтепереработки;
неспособность проектов, реализуемых в РФ и большинстве европейских стран, компенсировать падение добычи;
возможность США поддержать реальный сектор национальной экономики, снижая цены на энергоносители внутри страны и сохраняя их высокими для Китая и государств-членов ЕС.
Хотя сценарий предполагает, что в 2014 г. средняя цена нефти сорта Brent в Европе составит около $111/барр. с колебаниями $100…120/барр., изменить его способны сконцентрированные в сентябре-октябре «стратегические» риски. К ним следует отнести возникновение «нефтяной войны» между Саудовской Аравией и Ираном, втягивание других государств в войну в Ираке, превентивное противостояние «сланцевому прорыву» со стороны ОПЕК и новое обострение иранской проблемы.
2. Цены на импортируемую нефть и нефтепродукты на внешнем рынке
В 2014 г. нефтеперерабатывающая отрасль не потребует значительных объемов импортного сырья, поскольку:
украинские НПЗ не в состоянии гарантировать бесперебойные поставки всех марок нефтепродуктов в нужных объемах всем потребителям по прозрачным ценам;
низкая глубина переработки сырья не способна обеспечить им положительную маржу без теневых схем;
возобновление в 2014 г. переработки на Одесском и Лисичанском НПЗ маловероятно;
наращивание производства бензина и дизеля на Кременчугском НПЗ возможно только в случае поставок сырья, альтернативных российским.
Последствиями этого станут:
сокращение переработки до 2,5…3,0 млн т в год;
увеличение доли импорта в потреблении с 78 до 85%;
уменьшение текущих запасов розничных операторов с 17…30 до нескольких суток потребления из-за сокращения объемов оборотных средств, проблем с приобретением валюты и завышенными ставками кредитования;
подорожание топлива из-за растущих финансовых и экономических рисков, в том числе возможного дефицита;
усиление зависимости украинского топливного рынка от внешней конъюнктуры.
Поскольку методики определения экономически обоснованных розничных цен, используемые большинством трейдеров, основаны на двухнедельной ретроспективе котировок Platts, внутренний рынок будет отслеживать изменения конъюнктуры с временным лагом 14…18 дней. В связи с этим кратковременные (сроком до 7 дней) изменения котировок на сырьевых биржах непосредственного влияния на стоимость приобретаемых нефтепродуктов оказывать не будут. Исключение – резкий (10% за неделю и более) рост цен, способный сократить время реагирования внутреннего рынка на изменение внешней конъюнктуры до нескольких дней.
3. Спрос на нефтепродукты внутри страны
Значительные финансовые потери в период девальвации гривни и прогнозируемое сокращение потребления нефтепродуктов заставит большинство трейдеров пересмотреть программы расширения своего бизнеса. Тем не менее, развал старых схем оптимизации налогообложения, возникших после захвата регулятора одним из участников топливного рынка, высвободит средства операторов, которые направлялись на оплату его «услуг», и откроет пути для усиления цивилизованной конкуренции.
До стабилизации финансово-экономической ситуации операторы будут закупать нефтепродукты в объемах, рассчитанных на одну-две недели. А низкая прибыльность топливного бизнеса сделает большинство из них финансово уязвимыми и не позволит выдерживать длительные атаки конкурентов (в том числе информационные).
Трейдеры будут оперировать собственными средствами. Около трети из них будут избегать привлечения банковских кредитов из-за наличия иных источников финансирования.
Развал государственной системы контроля спровоцирует местных чиновников к использованию административных рычагов в корыстных целях, а самих трейдеров – к введению потребителя в заблуждение в отношении эксплуатационных и экологических характеристик продукта (например, смесевого топлива).
Из-за резкого сокращения платежеспособности населения цена будет определять выбор нефтепродуктов, увеличивая потребление дешевого моторного топлива, прежде всего суррогатного. Большинство региональных операторов будут наращивать объемы его реализации, несмотря на вред, наносимый топливной системе двух третей бензиновых авто.
Разброс цен на нефтепродукты одинаковых марок увеличится, а существенные отличия в качестве реализуемого топлива сохранятся.
В Донецкой области цены на нефтепродукты останутся максимальными. В Черниговской и Сумской – минимальными. В Киеве цены на нефтепродукты останутся ниже среднеукраинских, что обусловлено высокой конкуренцией на столичном рынке и его близостью к контролирующим органам. На ивано-франковских и закарпатских АЗС цены будут завышены по сравнению с уровнем зарплат.
В целом по Украине розничные цены не будут определяться объемами их реализации на АЗС. Однако в Ивано-Франковской и Закарпатской областях объемы наличных продаж могут сокращаться с подорожанием высокооктанового бензина. Обратная картина будет наблюдаться в столичном регионе, Полтавской, Днепропетровской, Сумской, Луганской, Черниговской и Кировоградской областях.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №27 (716) от 7 июля 2014 года.




