Размышления в день совершеннолетия
Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь. Неправы те, кто утверждает, что смысл существования можно выбирать как цвет ботинок. Его осмысление имеет слишком важные последствия для жизни любого человека, любой компании. И «Психея» – не исключение. Поэтому в восемнадцатый день ее рождения нелишним будет понять, что же делает нашу жизнь с ней по-настоящему счастливой.
Каждому возрасту присущи свои проблемы, но подростковый период отличается от всех остальных. Своей напряженностью и драматизмом он напоминает классическую трагедию, – Эсхил отдыхает, а Шекспир нервно курит в сторонке! Возраст от 14 до 18 лет принято считать буйным, безжалостным и даже порочным, воспринимаемым как время пробы пера и разрешенного недомыслия. С одной стороны, капризы и шатания, серьезное увлечение то одним, то другим. С другой – пассивность и переживания по поводу комплексов, прославивших подростковый возраст.
Нельзя сказать, что в эти годы «Психея» не имела проблем. Она, как и любой ребенок, желала, чтобы ее опекали, защищали, отгораживали от трудностей жизни, хотя все мы, ее сотрудники, прекрасно понимали, что детство кончилось. А ведь нам так хотелось побыть детьми – наивными и беспокойными, искренне смотрящими на окружающий их мир широко открытыми голубыми, серыми и карими глазами. Хотелось оставаться романтиками и идеалистами, способными свернуть горы, только дай волю! Но если и пятнадцать, и десять, и пять лет назад за нами еще признавали право на ошибки, то в последние годы даже незначительные промахи и просчеты воспринимались нашими Любимыми Читателями и Уважаемыми Коллегами как нечто из ряда вон выходящее: «Аяяй! Как же так! Вы же – «Психея»!»
Сегодня «Психея» достигла совершеннолетия, с которым связывают построение своего образа мира, способность принимать важнейшие решения и отвечать за свои поступки. Именно такой она выглядит в собственных глазах и, что особенно важно, в оценках окружающих. В отличие от многих, получивших право голоса и всю жизнь сражавшихся, чтоб быть услышанным, «Психею» слышат. (Жаль, не всегда прислушиваются.)
Сегодня «Психея» достигла совершеннолетия, и произошло это потому, что Судьба подарила ей ангела-хранителя. Именно он не позволил ее душе (а Ψυχή на древнегреческом – как раз «душа», «дыхание») очерстветь, не оказаться поглощенной материальными увлечениями.
Однажды, оценивая статью молодого аналитика, мой хороший знакомый с грустью заметил: «К сожалению, его совесть не дожила до его совершеннолетия». Слава Богу, «Психея» сохранила совесть и в восемнадцать. И пусть это не приносит никакой прибыли, зато позволяет чувствовать фальшь, лицемерие и неискренность. Мы смогли пройти по трудной дороге становления «полноправного члена общества», когда с «Психеей» уже не церемонились, когда стало очевидным, что обществом правит закон джунглей. У нас был выбор: принять этот закон как неизбежное зло и жить спокойно и благополучно, или сражаться за собственную индивидуальность и моральные критерии, рискуя быть съеденными в любой момент. Мы предпочли второй путь.
Сегодня «Психея» достигла совершеннолетия. И мы выработали для себя правила, которые, на наш взгляд, должны соблюдаться всеми. Это как на дороге: если для кого-то на светофоре горит «зеленый», то для других, предположительно, «красный». Не обязательно знать мотивы других участников движения, и безразлично, останавливаются ли они на перекрестке из альтруизма, страха перед ГАИ или мыслей о собственной безопасности. Только при наличии «правил игры» конкретные действия каждого способны обеспечить надежность взаимных ожиданий.
«Правила игры» определяют, что является нарушением и как оно наказывается. В их отношении в предпринимательской среде должно царить согласие. Через представителей своих интересов бизнес назначает нейтрального «арбитра», который следит за выполнением установленных норм и применяет санкции в случае их нарушения. Если правила соблюдаются и существует нейтральная контрольная инстанция, возможна и сама игра, и конкуренция в ней. Нерегулируемая борьба всех против всех («дикий» рынок, проявления которого мы еще ощущаем) не имеет ничего общего со здоровой конкуренцией, привязанной к определенной системе.
Установление общих, понятных, стабильных и обязательных для всех норм и правил предполагает выполнение следующих условий:
1. Правила должны быть одинаковыми для всех. Нельзя, чтобы одна команда играла в футбол, а другая – в хоккей или применяла допинг. Большинство проблем – от местных до глобальных – следствие именно неодинаковых правил.
2. Правила должны быть известны всем и признаваться всеми. Здоровой экономике мешает не только неопределенность правил, но непризнание некоторых из них, приводящее к скрытым нарушениям.
3. Правила необходимо устанавливать. Желаемого результата можно достичь не призывами к соблюдению норм, а принуждением к их выполнению. При этом недопустимо, если арбитр принимает чью-либо сторону.
4. Правила должны предусматривать существование на рынке достаточного количества примерно равных по силе конкурентов, каждый из которых может получить преимущество.
5. Игроки должны хотеть выиграть. Всегда существует стремление добиться гарантий стабильности и выйти из борьбы. Но она должна быть острой, а согласованные действия запрещены.
6. Правила должны быть стабильными, чтобы обеспечивать надежность взаимных ожиданий. Их отдельные нормы следует изменять гласно, публично, с определением даты и одинаково для всех.
7. Призывы к честности ничего не стоят, если за ними нет поддержки общества и защиты государства. Их можно претворить в жизнь только на основе правил, обязательно подкрепленных санкциями. Совесть отдельного человека не может компенсировать неспособность государственных и общественных институтов. Поэтому правила следует устанавливать так, чтобы стала возможной справедливость, то есть индивидуальное моральное поведение.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №32 (722) от 11 августа 2014 года.




