
Об истинных корнях катастрофы под Васильковом
Внезапная, но предсказуемая катастрофа на нефтебазе «БРСМ-Нафты» у села Крячки подтвердила три непреложные истины. Во-первых, если неприятность может случиться, она случается. Во-вторых, все тайное когда-нибудь становится явным. И, в-третьих, беда происходит тогда, когда уже нельзя сказать: «Давайте все забудем». И хотя сегодня звучат призывы привлечь к ответственности владельцев сгоревшего актива, настоящая причина Васильковской трагедии – не в неразборчивости отдельных участников топливного рынка страны.
Cтарая мудрость, озвученная в конце XIX века английским профсоюзным деятелем и публицистом Т. Дж. Даннингом, гласит: «Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение. При 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не пошел бы даже под страхом виселицы. Поэтому требования линчевать отдельно взятую «БРСМ-Нафту», на время «позабыв» о других, являются следствием непонимания проблемы в целом.
Рыночная экономика характеризуется всеобщим разделением труда и сложной взаимозависимостью, предусматривающей, что действия отдельных бизнесменов или компаний во многом определяются поступками других. Поскольку вклад каждого из них практически невозможно установить, возникает вопрос: кто должен отвечать за конечный результат и в чем он состоит? И альтруистические подходы здесь неуместны. Призывы к честности ничего не стоят, если за ними нет поддержки общества и защиты государства. Их можно претворить в жизнь только на основе правил, подкрепленных санкциями ко ВСЕМ недобросовестным предпринимателям.
Все бизнесмены – и владельцы «БРСМ-Нафты» не исключение – способны проявлять желаемое для общества поведение только при готовности на него всех других. И не следует искать нравственную основу в поступках участников топливного рынка – социальные проблемы могут быть решены только совместными усилиями бизнеса, государства и общества. Пока морально обоснованные варианты действий не станут привлекательными, эксперты не имеют права призывать к высокой нравственности отдельные компании, ведь позиция других изменяется лишь в интервале от оказания помощи только в случае настойчивых «просьб» до обструкции, отрицающей всякую социальную ответственность.
Американский финансист Джордж Сорос как-то заметил: «В условиях высококонкурентной среды люди, озабоченные проблемами отношений с другими людьми, преуспевают меньше тех, кто не отягощен моральными соображениями». По указанной причине, пользуясь отсутствием надлежащего контроля со стороны правительства и пассивностью общественных организаций, представители бизнеса успешно избегают любой ответственности перед гражданами своей же страны. Поэтому мы не видим единения украинских миллиардеров перед лицом беспрецедентного в новейшей истории кризиса, а верим байкам в «деолигархизацию», которые распространяют безграмотные «советники» квартирантов Печерских холмов.
В соответствии с их воззрениями, государство является плохим хозяином, а единственной альтернативой ему может быть лишенный ограничений нерегулируемый рынок. Однако давно известно, что если субъекты хозяйствования не контролируются, не стимулируются и не облагаются такими налогами, которые способны заставить их изменить свое изначально нежелательное поведение (вспомните Т. Дж. Даннинга!), в государстве возникает паразитический капитал, стремящийся к получению быстрой прибыли, уклонению от уплаты налогов, игнорированию интересов общества и прав граждан.
Увлекшись неолиберальной политикой, государство утратило представление о том, что происходит на топливном рынке. Ни один из органов власти сегодня не знает, что, кем и для чего завозится из-за рубежа, сколько, чего, из чего и кем производится внутри страны, какие нормы выполняются, а какие нет. Потребности рынка, которые раньше покрывались украинскими нефтеперерабатывающими, а ныне простаивающими заводами, сегодня обеспечиваются импортом. Такие поставки требуют привлечения значительного финансового ресурса, что под силу лишь крупным сетям. Испытывая трудности с реализацией топлива, ощущая нехватку оборотных средств, столкнувшись с падением проливов, компании экономят на всем, в том числе на обеспечении безопасности принадлежащих им объектов. Особенно стараются те, у кого слабый менеджмент или высокие запросы собственников.
При этом государство делает вид, что не замечает этого, ведь, по словам Джека Траута, «у большинства менеджеров нет времени, чтобы посетить линию фронта». Мало того, степень некомпетентности назначенцев новой власти, ярко проявившаяся под Васильковом, поражает воображение. Политики, легко сравнивающие большой, но рядовой пожар с Чернобыльской трагедией. Министр культуры, возглавляющий правительственную комиссию по тушению пожара. Местные власти, призывающие «брать такси и уезжать подальше из города». Пожарные, приказывающие тушить нефтепродукты водой. Экологи, путающие углеводы с углеводородами и пугающие обывателя «взрывающимся воздухом». Киевский мэр, заявляющий о нанесенном столице ущербе на основании данных о загазованности от автомобильных выхлопов и приказывающий проверить «все АЗС» при наличии моратория на такие действия.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»