
Достижение соглашения между «Шестеркой» и Ираном открывает перспективы снятия санкций с Тегерана уже к концу 2015 г. и его полноценное возвращение на мировые энергетические рынки.
Особое значение возвращения Ирана в мировую энергетику не столько в возобновлении поставок иранской нефти и газа на рынки Азии и Европы, сколько в окончательном формировании долгосрочного тренда низкой цены на углеводороды, с масштабным перераспределением влияния среди основных нефтегазовых стран-экспортеров, где самой проигравшей стороной будет Россия.
Завершение оформления соглашения между Западом (Россия не смогла серьезно затормозить процесс диалога на фоне четко выраженного желания администрации Барака Обамы успешно завершить переговоры с Тегераном до смены хозяина Белого дома) и Ираном будет иметь значительные последствия и на мировую политику, и на мировую энергетику. Первые ощутимые результаты этого соглашения появятся не ранее декабря 2015-го, когда санкции с Ирана будут полностью сняты международным сообществом. До этого времени нефтяной рынок будет демонстрировать небольшие колебания в пределах коридора $50 – $60/барр. Но уже с начала будущего года иранское влияние на рынки нефти и газа и цену на эти энергетические ресурсы удивит многих.
Ситуация вокруг Ирана последние пять лет несет некий посыл и имеет определенную аналогию для России. Тегеран, который так же самоуверенно смеялся в свое время над западными санкциями (правда, без «Искандеров», их у него нет), за пять лет оказался в крайне затруднительной экономической ситуации. Правящий политический режим сумел подавить протесты и «дни гнева» в 2011-2012 гг., но вынужден был осознать бесперспективность пути нагнетания внутреннего противостояния в стране. Выход оказался только в одном – открыть доступ западному капиталу и технологиям, договорившись о формате мирного сосуществования теократического режима Ирана и западных демократий. Отказ от ядерного шантажа стал тем ключом, который позволяет найти формулу сотрудничества иранских властей и Запада.
Добавим, что за период введения санкций после 2010 г. ВВП Ирана потерял 15-20%. Многие частные компании были закрыты, что привело к росту безработицы до 20%. Национальная валюта пережила резкое падение, а годовая инфляция выросла до уровня 50-70%. В разы упали объемы продаваемого «черного золота», резко сократился выпуск автомобилей и других промышленных товаров.
В рамах подписанного с международными посредниками (США, Китай, Великобритания, Франция, Германия и Российская Федерация) соглашения, Иран обязался к 15 октября 2015 г. ограничить ядерные работы. Через два месяца МАГАТЭ проведет инспекцию иранских ядерных объектов, и в случае подтверждения сокращения ядерной программы международные санкции с Ирана будут полностью сняты. С этого момента можно будет говорить о полноценном возвращении Тегерана к торговле энергоресурсами на глобальном уровне. До этого времени Совет Безопасности ООН должен еще принять процедуру процесса урегулирования ситуации с Ираном в виде отдельной резолюции (это ожидается вскоре). Все это подтверждает, что риски в реализации соглашения Ирана и мирового сообщества еще есть, но они не так значительны.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №29 (771) от 20 июля 2015 года