
Летний зной, хочется в отпуск, поближе к воде или в лес… Так хочется, что в европейском шоу «Виват, императрица!» усмотрели «судьбоносные» решения, а вялотекущая новостная кампания вокруг Ирана приобрела первостепенное значение, еще и забастовка рабочих нефтяной отрасли Норвегии по поводу пенсий поддержала опасения участников рынка о возможном сокращении добычи нефти.
Оказывается, Европейский Союз принял «судьбоносные» решения. Официальные лица говорили о возможностях и условиях выполнения, а не о четких договоренностях и решениях. В новостях же читаешь, что саммит ЕС принял решение, что Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) будет оказывать финансовую помощь странам-должникам до тех пор, пока не будет ратифицирован Европейский стабилизационный механизм (ESM).
Италия и Испания при тихой помощи Франции загнали канцлера ФРГ А. Меркель в угол и вынудили согласиться на снижение правительственных затрат по займам, а также упростить процедуру обращения европейских банков к ресурсам ЕЦБ. Можно только сказать троекратное: «Виват, императрица!». Фактически, за свое согласие на «дешевый» заем для правительств проблемных стран А. Меркель получила контроль над банковской системой всей Европы. В структуре ЕЦБ будет создан единый банковский регулятор, который должен будет осуществлять контроль над банками стран Еевропейского Союза. Только при этом условии фонд ESM будет оказывать помощь банкам из стран с крупной задолженностью. Но и то только после создания единого регулятора уже выданные банкам кредиты — в частности, испанским, переведут с правительства на балансы самих финансовых институтов, а новые будут выдаваться напрямую.
По словам президента Еврокомиссии Х. ван Ромпея, новый регулятор будет контролировать деятельность EFSF и ESM по приобретению суверенных облигации любых стран еврозоны, а не только реципиентов финансовой помощи от международных кредиторов. Перспективы дальнейшего развития данного вопроса – создание банковского союза. Следует отметить, что Франция окончательно лишилась возможности быть соправителем еврозоны, возглавив «фронду» из Италии и Испании. Если ФРГ ранее надеялась, что новый президент Франции одумается и разделит правление, то теперь вся «монаршая» власть будет принадлежать Берлину. Рынок оценил по достоинству эти перспективы.
В почтенном реверансе «монаршей воле» ЕЦБ снизил процентную ставку с 1 до 0,75%, как, собственно, и ожидалось. На пресс-конференции президент ЕЦБ М. Драги высоко оценил итоги прошедшего саммита ЕС, назвав их «прорывом». Но хвалебная ода пелась больше для А. Меркель, ведь одним ее решением у регулятора появились вассалы. Чтобы преждевременно не тревожить рынки, он заверил, что ЕЦБ находится во всеоружии и пристально следит за ситуацией, которая двигается в правильном направлении в деле преодоления кризиса. Более интересно то, о чем он не сказал. Ибо о том, о чем умолчал М. Драги, рассказал член правления ЕЦБ Й. Вайдман, в категоричной форме заявивший, что итоги саммита по своей сути пустышка.
По словам Й. Вайдмана, саммит ЕС не прояснил, как разделить ответственность и контроль, что пока не позволяет понять, движется ли «еврозона» к налогово-бюджетной интеграции. Одной только фразой о том, что печатный станок ЕЦБ не должен финансировать государственные дефициты, он открыто дал понять: регулятор не может разрешить кризис еврозоны. Так что складывается впечатление, будто речь идет о разных саммитах ЕС: М. Драги не хочет «выносить сор из избы» и на пресс-конференции дипломатично обходит острые углы, тогда как Й. Вайдман прямолинейно говорит о существующих проблемах.
Участники рынка, как известно, не любят умалчивания и недосказанности. Наличие таких противоречий в словах руководителей ЕЦБ дает почву для слухов, а они в состоянии спровоцировать панику на мировых рынках.
«В каждое начинание необходимо впрыснуть определенную дозу анархии — ровно столько, чтобы и застоя избежать, и распада не допустить».
(Бертран Рассел)
Драйва добавила новостная кампания вокруг Ирана. Если ранее агентства старались обойти иранский вопрос, то после введения в действие эмбарго ЕС на нефть тема Ирана заполонила таблоиды. «Иран может заблокировать проход через Ормурзский пролив танкерам с нефтью», «Тегеран провел военные учения с имитацией нападения вероятного противника в Ормузском проливе», «Флот США наготове», «США наращивают группировку» — и рынок в ожидании возможной крови поднимает цены. По существу же США хотят успокоить Израиль – зачем американцам война в преддверии выборов?
А Иран возмущен – все-таки доходы государства упадут. Кроме того, на встрече планируется обсудить вопрос о том, что добыча картеля превышает целевой уровень, но вряд ли Тегеран здесь будет услышан. Что касается эмбарго, то Европа уже переориентировалась по основной части своего спроса на других поставщиков и сформировала достаточные запасы нефти, а для Ирана этот лишь 3% потерь в экспорте (крупнейшим потребителем иранской нефти является Китай, до 20%). В ход идут обходные пути, и иранская нефть находит своего покупателя.
На текущей неделе рынкам следует ожидать продолжения спадающего тренда — цена нефти WTI составит $80…88/барр., а Brent — $94…102/барр. с возможным отклонением из-за реакции на официальные решения ЕС по иранскому вопросу, а также на публикацию экономических индикаторов по США и еврозоне.
Желудок у котенка не больше наперстка, следовательно, те два литра молока, которые он способен выпить за час, находятся у него в желудке под давлением 50 000 атмосфер, что в десять раз больше давления в эпицентре ядерного взрыва.
Читать еще:
- Штормовое предупреждение
- Включение коллайдера
- Кровь, песок, империя
- Нелепые глаголы
- За внешним фасадом