Украинские предприниматели готовятся к финансовому коллапсу.
Ежеквартальное исследование, проведенное Национальным банком Украины в марте, продемонстрировало резкое ухудшение самооценки представителей отечественного бизнеса. По сравнению с предыдущим докладом индекс деловых ожиданий респондентов банка сократился сразу на 12 пунктов, чего не наблюдалось с третьего квартала 2008 г. И это – в условиях сознательного исключения из перечня опрошенных донецких и луганских предпринимателей.
По последним официальным оценкам, в 2014 г. реальный ВВП Украины уменьшился на 6,8% (в 2013-м наблюдался нулевой прирост). Несколько большую цифру (7,3%) назвали в МВФ и рейтинговом агентстве Fitch, тогда как Всемирный банк говорил о 8,2, а ЕБРР – о 9,0% падения. Основой же для определения показателей пересчитанного в феврале государственного бюджета был избран сценарий, согласно которому падение реального ВВП в нынешнем году составит 8,6%. А это вдвое больше, чем прогнозировалось месяцем ранее.
Соответствующий прогноз, одобренный правительством 14 февраля нынешнего года, был построен исходя из следующих предположений:
- завершение вооруженного противостояния на востоке Украины;
- решение проблемы с поставками газа по экономически обоснованной цене;
- получение донорской помощи на восстановление территорий, разрушенных в результате военного конфликта на востоке страны (почему-то без упоминания объемов указанной помощи);
- реализация политики НБУ, направленной на поддержку экономического роста. Но это достаточно проблематично, если вспомнить отсутствие у главного финансового регулятора страны каких-либо документов, где такая политика сформирована, и его стремление (в том числе на законодательном уровне) снять с себя ответственность за поддержание стабильного курса гривни;
- углубление сотрудничества с ЕС, в частности путем заключения и реализации положений Соглашения об ассоциации, включая положение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (что, кстати, странно, учитывая действующие договорённости, согласно которым упомянутое положение вступит в силу не ранее 1 января 2016 г.;
- интенсификация процессов стабилизации финансовой системы, проведение структурных реформ и улучшение инвестиционного климата в стране (как сказано в документе, благодаря «определенной активизации экономической деятельности во втором полугодии 2015 года»).
В качестве «запасного аэродрома» определён сценарий, согласно которому ВВП сократится на 11,9%, причём, судя по отдельным заявлениям украинских чиновников, он рассматривается сегодня уже не в качестве «пессимистического» (как в феврале), но «оптимистического». Впрочем, это не мешает премьеру и главным западным кредиторам заявлять о 7,5% (а то и 5,5% – у МВФ) возможного снижения. А то, что в первом квартале 2015 года реальный ВВП страны, по предварительным оценкам, упал на 15%, никого не смущает.
В соответствии с выводами World Economic Outlook, опубликованными в начале апреля: «экономика Украины, как ожидается, достигнет нижней точки в 2015 году, так как с началом реформирования стабилизируется экономическая деятельность». К сожалению, такой прогноз основан на данных, заложенных в программу расширенного финансирования EFF. Между тем, за прошедшее с её разработки время многие эксперты ухудшили свои ожидания. Скорее всего, на это укажут и результаты опроса представителей 16 банков, аналитических, государственных и академических структур, участвовавших в составлении 38-го консенсус-прогноза Минэкономразвития. В декабре они также видели 2015 г. менее мрачным, чем представляется сегодня (минус 4,1% с вариацией от минус 5,0 до плюс 0,1).
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»



